До конца текущего года популярные офшорные зоны установят дополнительные требования к налоговым резидентам. Стоимость содержания офшорных компаний заметно возрастет, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «РосБизнесКонсалтинг».
Под давлением Евросоюза популярные офшоры ужесточают требования к налоговым резидентам. До конца года на законодательном уровне в таких зонах будут установлены дополнительные требования к предпринимателям. Бизнесменов заставят открывать офисы и нанимать сотрудников на территории офшорной зоны. В результате расходы на содержание подобного предприятия увеличатся.
С 2019 года налоговым резидентам таких офшорных юрисдикций, как острова Мэн, Гернси, Джерси, Каймановы и Бермуды придется открывать реальные офисы в регионах и нанимать сотрудников. Законодательные нововведения профильные специалисты называют самой значительной угрозой существования офшорной отрасли с конца 1990 годов. Так оценил инициативу партнер международной юридической фирмы Harneys Питер Тарн, юриста цитирует газета Британских Виргинских островов BVI Beacon.
Похожие по содержанию законопроекты о «внедрении требований экономического присутствия» сейчас рассматривают власти британских коронных владений. Парламент Бермуд, к примеру, накануне рассматривал соответствующий законопроект во втором чтении. До конца месяца аналогичные решения должны быть приняты на Каймановых и Британских Виргинских островах, а также в ряде других офшорных зон.
Как известно, в декабре прошлого года Совет Евросоюза представил список из более чем 40 налоговых режимов, в которых принципы справедливого и прозрачного налогообложения соблюдаются не в полной мере. В список 13 стран и территорий включены за то, что позволяют офшорным структурам «извлекать прибыль без реальной экономической деятельности». Евросоюз пригрозил этим территориям внесением в черный список в случае, если они не предъявят дополнительные требования к налоговым резидентам. Правительства данных стран до конца текущего года обязаны провести реформы.
Руководитель налоговой практики UFG Wealth Management Юрий Куликов объяснил, что некоторые юрисдикции откликнулись на новые требования, поскольку последовательно заботятся о своей репутации и зарегистрированных в них компаниях и фондах, тесно связанных с европейским капиталом. Партнер налогово-юридического департамента EY Марина Белякова констатирует, что такие требования истекают из общей концепции о том, что налоговыми льготами должны пользоваться полноценные резиденты юрисдикций. При этом компании, которые на самом деле не осуществляют экономическую деятельность, не имеют права пользоваться льготами.
Новые требования распространятся не на все компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. Нововведения коснутся лишь налоговых резидентов, работающих в таких сферах как финансы, банковское дело, лизинг, страхование, управление интеллектуальной собственностью. Кроме того, новые правила будут действовать для предприятий, занимающихся морскими перевозками, холдинговым бизнесом, а также для распределительных и сервисных центров.
Содержание офшорных компаний подорожает.
Для новых компаний правила начнут действовать с 1 января 2019 года. Зарегистрированные ранее компании должны открыть офис и нанять работников до 1 июля следующего года. В случае нарушения требований компаниям грозят жесткие санкции – начиная от штрафов и заканчивая исключением из реестра предприятий. Пока критерии по многим требованиям остаются размытыми.
К примеру, законопроект Джерси предполагает необходимость найма «достаточного» и «адекватного» количества сотрудников, физические присутствующих на острове. Также речь идет об «адекватном» объеме расходов и физических активов. Аналогичные формулировки используются в бермудском законопроекте. «Достаточность» при этом будет определять регулятор.
На данном этапе во многих офшорных юрисдикциях существуют строгие требования по ведению отчетности, в том числе правила KYC, AML и ряд других нормативов. Тем не менее, офшорные зоны остаются территориями, где компании могут успешно функционировать, имея только почтовый адрес и банковский счет. По словам Куликова, через такой счет могут проходить огромные суммы, при этом средства не облагаются налогами. В одном здании в офшорной зоне могут быть зарегистрированы сотни тысяч компаний.
Партнер компании «Делойт» СНГ Геннадий Камышников утверждает, что в течение следующего года владельцам офшорных предприятий нужно будет принять решение – создать реальный офис или покидать юрисдикцию. Руководитель группы по оказанию услуг, связанных с международным налогообложением KPMG в России и СНГ Анна Воронкова отметила, что раньше владельцы офшорной компании платили в год несколько тысяч евро, сейчас затраты на предприятия могут значительно увеличится.
Юрист Яна Семеняка не исключает, что новые требования могут привести к полному отказу от использования офшорных зон. Заключение договора аренды и формирование штата сотрудников, которым нужно платить зарплату, увеличит стоимость офшорной компании до европейского уровня. В таком случае более приемлемой альтернативой является создание активной компании в Венгрии или Болгарии, где корпоративные налоги взимаются по ставке 9 и 10 процентов соответственно.