Китайской экономике грозит дальнейшее замедление роста. Покидающие Китай крупные фирмы приглашают переехать в Индию, об этом сообщают журналисты разделы «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
По оценкам экспертов, китайскую экономику ждет дальнейшее замедление роста. Профильные специалисты полагают, что в текущем году экономический рост в Поднебесной замедлится до 6,3 процента и станет самым слабым за последние 29 лет. Для сравнения следует отметить, что в 2017 году китайский ВВП продемонстрировал рост на 6,9 процента, по итогам минувшего года экономике КНР прогнозируют рост на 6,6 процента.
Аналитики считают, что в грядущем ослаблении не последнюю роль сыграют торговые споры между Пекином и Вашингтоном. Экономисты, с которыми пообщались журналисты Reuters, убеждены, что даже предположительное смягчение торговых противоречий двух государств на перспективы роста в Китае существенного влияния не окажет.
Индия вступает в фазу активного роста.
При этом отдельные игроки рассчитывают, что смогут получить некоторую выгоду из-за ослабления экономического роста в Китае, неопределенности в глобальной торговле и напряженности, присутствующей в отношениях Пекина и Вашингтона. Издание Hindustan Times пишет, что в создавшейся ситуации потенциальным выгодоприобретателем может стать Индия, которая получает шанс выдвинуться в качестве ключевого игрока. Для этого у Индии есть ряд неоспоримых преимуществ.
Среди прочего индийское государство может похвастаться процветающей демократией и молодой рабочей силой. Индия расположена в стратегически важном регионе. Кроме того, руководство страны признает значимость открытой экономики с сильными государственными институтами. В ожидаемой трансформации важную роль могут сыграть особые экономические зоны, хотя нынешние данные говорят о неоднозначной эффективности данного механизма.
Обозреватели Hindustan Times в качестве примера указывают эксперименты китайского руководства с особыми зонами, продемонстрировавшие стою эффективность. С такой моделью Китай экспериментировал в Шэньчжэне. В конце 1970-х годов этот населенный пункт был небольшим рыбацким поселком, затем стал экспериментальной площадкой для внедрения капитализма с гибким управлением и уникальными законодательными рамками. На начальном этапе небольшой поселок стал центром экспортной активности, затем с помощью проведения институциональных реформ властям удалось продвинуть населенный пункт вверх по цепочке добавленной стоимости.
Примером функциональной и широкой особой экономической зоны также можно назвать международный финансовый центр Дубая (Dubai International Financial Centre). Кроме того, в Hindustan Times обращают внимание на результаты реализации эксперимента в Гонконге. В регионе также удалось добиться видимых успехов в привлечении бизнеса.
Бывший вице-президент Национального института преобразования Индии Арвинд Панагария констатирует, что подобные зоны часто выступают испытательными площадками. В рамках особых экономических зон могут быть реализованы пилотные проекты в области рыночных реформ. Для получения лучших результатов в подобных зонах должны действовать предсказуемые, ясные и разумные нормы. Кроме того, следует создать дружественную по отношению к предпринимателям регуляторную среду, ряд стимулов для иностранных и внутренних инвестиций. Также в списке необходимых условий создание системы быстрого разрешения споров по контрактам, проведение земельной реформы, включая облегченное регулирование и формирование оптимальной атмосферы для обучения в области технологий и инноваций.
Индийское издание пишет, что с помощью проведения масштабных реформ с акцентом на экономическую свободу и верховенство закона можно добиться не только более быстрого развития, роста экономики и увеличения объемов экспорта. Кроме того, активное развитие позволяет создать рабочие места и эффективно бороться с бедностью. Вместе с тем, значительный объем рабочей силы позволяет Индии привлечь на свой рынок крупные фирмы, покидающие Китай в поисках выгодных экономических площадок и подходящей экономической окружающей среды.
Подчеркивают журналисты, что правительство должно принять активное участие в трансформации и обеспечить поддержку инициативам. С другой стороны, экспериментальные зоны должны обладать автономией институциональной и экономической.
Эксперты из Аналитического центра при российском правительстве в свою очередь обращают внимание на то, что за период с 2000 по 2017 год индийская экономика выросла в 3,3 раза. Среднегодовой темп прироста ВВП в государстве составил 7,1 процента. В 2017 году вклад Индии в мировой ВВП (по ППС) достиг уровня 7,4 процента, что позволило государству занять третье место мирового рейтинга (после Китая и США).
Прогнозируемый экспертами активный рост экономики неизбежно трансформирует также доходы индийских домохозяйств и позволит государству подняться со «дна экономической пирамиды». По прогнозам аналитиков, через 10 лет в Индии доля семей с высокими доходами увеличится более чем вдвое – с 3 до 7 процентов в 2018 и 2030 году соответственно. За указанный период численность домохозяйств со средними доходами увеличится с 54 до 78 процентов. За счет роста среднего класса из бедности смогут выйти почти 25 миллионов домохозяйств.