Возможные последствия дестабилизации ситуации в Венесуэле комментируют эксперты. Михаил Крутихин отмечает, что всего за несколько лет американцы могут вывести из кризиса нефтяную отрасль Венесуэлы, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Forbes.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин в публикации своего блога пишет, что трудно переоценить место Венесуэлы на нефтяной карте мира. В этом государстве находятся самые большие залежи нефти – около 300 миллиардов баррелей или приблизительно 18 процентов мировых запасов. Для сравнения можно отметить, что у Саудовской Аравии лишь 16 процентов мировых запасов нефти. Также важно, что именно тяжелая венесуэльская нефть востребована в США, где в основном добываются легкие и малосернистые сорта. Многие нефтеперерабатывающие заводы предназначены для переработки сырья высокой плотности. Поэтому, несмотря на возникающие в отношениях между странами политические сложности, именно из Венесуэлы США получают около 9 процентов всего объема импортируемой нефти.
На первый взгляд кажется, что в ситуации, когда имеет место высокий спрос, стабильное предложение и вакантные места, вложения в нефтяную отрасли Венесуэлы представляют собой выгодную инвестицию. Популистское руководство Венесуэлы ранее разорвало отношения с западными компаниями, поэтому государство остро нуждалось в инверторах. Однако после ухода из рынка носителей высоких технологий и источников финансирования немногие решили сотрудничать с Уго Чавесом и его преемником Николасом Мадуро. Одновременно ситуация в стране усложнялась из-за растущей внутриполитической нестабильности. В результате на венесуэльский рынок попытались зайти готовые рисковать китайцы и россияне.
С представителями России у венесуэльцев отношения строились не гладко. После призыва Кремля в Венесуэлу отправились ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и другие компании. В скором времени руководству компаний пришлось осознать, что инвестиционный климат в стране оставляет желать лучшего, поэтому надежд на возврат инвестированных средств остается немного. Сформированные консорциумы россияне покинули, осталась на венесуэльском рынке лишь государственная «Роснефть». Именно через эту компанию из Москвы в Каракас стали приходить деньги.
У государственной компании было много предлогов, чтобы оставаться в Венесуэле, несмотря на некомпетентное управление отраслью со стороны популистского правительства и платежеспособность местных партнеров. Кроме политических причин (помощь «народной антиимпериалистической» власти Венесуэлы и борьба с американцами) российская компания руководствовалась стремлением наладить поставки венесуэльской нефти на приобретенные в Индии перерабатывающие предприятия. «Роснефть» сырье из России экспортирует в основном в Китай, который через механизм кредитования фактически купил будущие объемы добычи.
Через некоторое время Венесуэла начала срывать сроки поставок нефти, осуществляемые в рамках оплаты российских кредитов и займов. Потом Каракас и вовсе перестал расплачиваться. Несмотря на это, во время визита в Москву в декабре минувшего года Мадуро получил гарантии инвестиций на более чем 6 миллиардов долларов. По подсчетам аналитиков агентства Reuters, с 2005 года из России венесуэльцы получили более 17 миллиардов долларов. Причем с самого начала «сотрудничества» было понятно, что нет смысла ожидать возврата этих средств.
США и Венесуэла могут объединить усилия и управлять нефтяным рынком.
У наблюдателей, оценивающих логику российской помощи неустойчивому режиму в Каракасе, есть лишь два объяснения – мошеннические схемы или элементарная глупость. По словам Крутихина, нельзя исключать глупость или некомпетентность лиц, который в Москве принимали решения о выделении средств Венесуэле. В данном контексте эксперт предлагает вспомнить, как в процессе дедолларизации российские чиновники покупали евро и китайские юани как раз перед тем, как стоимость их сильно снизилась. Потери России из-за очевидной глупости оцениваются миллиардами долларов.
Однако наличие других мотивов в ситуации с Венесуэлой не исключено. Крутихин отмечает, что в свое время в беседе с ним вице-президент венесуэльской нефтегазовой компании PDVSA рассказал, как на переговорах в Каракасе представители «Газпрома» призывали вести дела в дальнейшем через никому не известного посредника. На встречу венесуэльцев с представителями компании-посредника пришли знакомые газпромовцы, но с новыми визитными карточками. Понятно, что венесуэльские чиновники имеют опыт работы по российским стандартам.
На сегодняшний день сложно говорить о том, как в случае падения режима Чавеса-Мадуро поведут себя новые венесуэльские власти. Неизвестно, останутся ли в силе соглашения с «Роснефтью» и в какой мере договора будут выполняться. Если события станут развиваться по самому экстремальному сценарию, то новые власти порвут отношения с Россией, активно поддерживавшей Мадуро, и аннулируют все российские контракты. При этом россиянам придется забыть также и о военном сотрудничестве и поставках в Венесуэлу оружия.
Эксперт предполагает, что в Венесуэлу могут вернуться во всеоружии американцы, включая нефтегазовые корпорации США, обладающее опытом, технологиями и финансами. При политической поддержке нового венесуэльского режима, по прогнозам Крутихина, американцы могут за несколько лет вывести из кризиса нефтяную отрасль страны. В результате может появиться некий расширенный вариант американской нефтянки. Сформированный тандем способен завоевать контрольные позиции на рынке легкой нефти и энергоносителя высокой плотности.
В таком случае придется потесниться и другим нефтедобывающим странам, и картелю ОПЕК, если к тому времени организация еще сохранится. Предположительный тандем США и Венесуэлы станет определять мировые цены на нефть. Из-за серьезного давления показатели могут скатиться на уровень около 30 долларов за баррель. Последствия развития событий по этому сценарию окажутся крайне негативными для российской экономики и бюджета.