Юристы предупреждают, что американские санкции против венесуэльской компании PDVSA несут риск для российской «Роснефти». В Кремле решение Вашингтона назвали проявлением недобросовестной конкуренции, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «РосБизнесКонсалтинг».
Управление по контролю за иностранными активами американского Минфина (Office of Foreign Assets Control, OFAC) в ночь на 29 января ввело санкции против венесуэльской компании PDVSA. Предприятие является не только крупнейшей нефтедобывающей компанией в Венесуэле, но и владельцем американского нефтедобывающего холдинга Citgo Petroleum. Последний владеет тремя нефтеперерабатывающими заводами на территории США, суммарная мощность которых позволяет перерабатывать 749 тысяч баррелей нефти в сутки.
После введения ограничений американские компании при покупке венесуэльской нефти деньги за оплату перечисляют на заблокированный счет в США. У действующего венесуэльского президента Николаса Мадуро и его администрации доступа к счету нет. Продолжить работу холдинг Citgo может лишь при условии, что все получаемые деньги останутся на заблокированных счетах.
Фактически американские санкции против венесуэльской компании являются введением эмбарго на поставки нефти из Венесуэлы в США. Поставки могут продолжаться лишь до конца апреля, поскольку уже закупленной нефти санкции не касаются. В рамках подписанных до 28 января договоров неамериканские партнеры PDVSA и дочерних компаний предприятия получат разрешения на некоторые виды деятельности. Однако до 29 марта им предписано выйти из активов компании.
Кроме того, OFAC выпустил лицензии, которые позволяют американской нефтекомпании Chevron и ряду нефтесервисных подрядчиков (Halliburton, Schlumberger и Baker Hughes) вести деятельность с венесуэльской компанией до 27 июля. Глава американского Минфина Стивен Мнучин также заявил, что администрация США намерена выдавать временные лицензии на проведение «некоторых транзакций» с PDVSA. Снять санкции с компании в Вашингтоне обещают если власть в Венесуэле и контроль над PDVSA перейдут к исполняющему обязанности президента Хуану Гуаидо.
Инвестиции «Роснефти» могут аннулироваться.
В августе 2017 года агентство Reuters сообщило, что с 2006 года российское правительство и «Роснефть» предоставили Венесуэле кредиты и кредитные линии на общую сумму около 17 миллиардов долларов. Из-за возможной смены власти в стране существует риск эти деньги потерять. Во вторник заместитель главы российского Минфина Сергей Сторчак выразил опасения по поводу ожидаемой в марте выплаты Венесуэлой более 100 миллионов долларов (проценты по ранее выданным государственным кредитам на сумму 3 миллиарда долларов).
Крупнейшим российским инвестором в Венесуэле является компания «Роснефть». Предприятие владеет долями в 5 совместных компаниях с PDVSA, которые занимаются геологоразведкой и добычей нефти на шельфе и суше. Кроме того, у российской компании есть газоразведочный проект в Венесуэле. В 2017 году российская компания сообщила о получении лицензии на 30 лет с правом экспортировать газ и перспективой производства сжиженного природного газа.
Венесуэльской компании «Роснефть» выделяла средства, PDVSA в свою очередь обеспечивала погашение авансовых платежей с помощью поставок нефти и нефтепродуктов. Общая сумма средств, выданных компании из латиноамериканской страны, составляет около 6 миллиардов долларов. В конце минувшего года в «Роснефти» сообщили о сокращении задолженности PDVSA до 3,1 миллиардов долларов, долг компания обещала погасить поставками нефти. Однако анонсированные поставки нефти задерживаются из-за проблем, возникших в венесуэльской нефтяной отрасли задолго до введения американских санкций.
В апреле минувшего года «Роснефть» и PDVSA договорились о рефинансировании долга, по которому венесуэльская компания в счет просроченных поставок обязалась поставлять больше нефти (из расчета 380 вместо прежних 310 тысяч баррелей в день). На сегодняшний день в Венесуэле суточная добыча составляет 1,17 миллиона баррелей. По прогнозам банка Barclays, к концу текущего года при наихудшем развитии событий (влияние санкций и других факторов риска) объем добычи может снизиться до 370 тысяч баррелей в день. В такой ситуации венесуэльской компании будет крайне сложно выполнять обязательства перед «Роснефтью».
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в беседе с журналистами назвал санкции Вашингтона против PDVSA и Citgo проявлением недобросовестной конкуренции. Он уточнил, что Россия будет защищать свои интересы в Венесуэле в рамках международного права, задействуя все доступные механизмы.
Руководитель практики разрешения споров в юридической фирме Art de Lex Артур Зубарян объяснил, что санкции против PDVSA создают риск аннулирования любых инвестиций в случае, если Гуаидо придет к власти. Инвесторы, которые вложили деньги в венесуэльскую нефтедобычу, могут попасть под американские первичные или вторичные санкции.
Партнер юридической компании «НАФКО» Павел Иккерт обращает внимание на то, что в документе OFAC не предполагается введение вторичных ограничений в отношении контрагентов венесуэльской компании, как это было в случае с UC Rusal и En+. Теоретически американские нефтеперерабатывающие заводы могут продолжать использование поставляемого сырья. «Роснефть» в свою очередь может рассчитывать на то, что в счет погашения долга PDVSA продолжит поставлять нефть, но без использования счетов компании в США.