Российское МВД обеспокоено фактом концентрации террористов в государствах Средней Азии. На российскую территорию исламисты могут проникать без виз, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Обозреватель Александр Шарковский в публикации своего блога пишет, что заместитель главы российского МВД Игорь Зубов заявил о беспокойстве ведомства, связанном с концентрацией террористов на территории северо-востока Афганистана. Об этом чиновник заявил в ходе коллегии МВД в Казани. Концентрация боевиков фиксируется на территории Афганистана вблизи границы с Таджикистаном.
Из указанного региона исламисты могут проникать в Таджикистан, чтобы в дальнейшем через республики Центральной Азии попадать на российскую территорию. Кроме того, предположительный переезд джихадистов в Россию из Таджикистана является одним из вероятных вариантов развития событий. Также примечательно, что граждане Казахстана и Кыргызстана могут пересекать российскую границу по внутренним паспортам. Жителям Таджикистана и Узбекистана для этого нужны заграничные паспорта. Визовый режим с республиками Центральной Азии в России отсутствует.
По сути, возможности для инфильтрации террористов через бывшие советские республики Средней Азии не ограничены. Границы России с Казахстаном, как и в случае с границей Казахстана и Кыргызстана, практически неохраняемые. Достаточно сомнительной преградой для проникновения в Россию предположительных террористов являются и пограничные контрольно-пропускные пункты или таможенные посты.
Условный российский пограничник, скорее всего, как-то отреагирует на ситуацию, если лицо негроидной расы при пересечении границы предъявит узбекский или таджикский паспорт. Проблема заключается в том, что в исламистских группировках состоят граждане входящих в состав СНГ стран Средней Азии.
Границы между Узбекистаном и Таджикистаном и между Узбекистаном и Кыргызстаном охраняются. Однако следует помнить, что во всех перечисленных случаях границы часто проходят по горным массивам, поэтому надежно перекрыть их практически невозможно. Кроме того, киргизско-таджикская граница также охраняется не слишком строго.
Серьезно подходят к вопросу о защите границы с Афганистаном власти Таджикистана. Несмотря на это контрабандисты успешно находят лазейки и умудряются провозить на территорию страны каннабиноиды, опиаты и другие грузы.
Эксперты призывают уделять больше внимания вопросам безопасности.
В Россию из республик Средней Азии по суше можно попасть автомобильным или железнодорожным транспортом. Еще с советских времен государства объединяет неплохо отлаженное прямое воздушное сообщение. Кроме того, при желании из Средней Азии в Россию можно попасть по Каспийскому морю.
В период пребывания в Центральной Азии и на российской территории террористы могут получать поддержку от местных исламистских организаций. Самыми радикальными из известных группировок являются «Исламское движение Узбекистана» и «Хизб ут-Тахрир аль Ислами». Последняя организация оперирует на территории Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Также в регионе функционируют многие другие подобные организации с большим или меньшим количеством сторонников. Все организации тесно связаны с крупными международными террористическими группировками вроде ИГИЛ, «Аль-Каида» и «Братья мусульмане». Все указанные террористические организации в России запрещены.
Очевидно, что остановить злоумышленников, планирующих проникнуть на российскую территорию, крайне сложно. По официальным данным МВД, лишь с января по сентябрь минувшего года прибыли в Россию и официально зарегистрировались 1,745 миллиона жителей Таджикистана и 1,573 миллиона человек из Узбекистана. За период с января по ноябрь минувшего года зафиксировано 16 488 916 случаев постановки на миграционный учет, за аналогичный период 2017 года процедуру прошли 14 590 229 человек.
Судя по всему, в то время, когда Россия активно ведет борьбу с группировками террористов в Африке и ближневосточном регионе, боевики занимаются подготовкой плацдарма для последующей реализации диверсий и дестабилизации ситуации на постсоветском пространстве. Представители Москвы и Тегерана утверждают, что это делается при негласной поддержке руководства США и западных стран.
На сегодняшний день нельзя сказать, что на потенциальную угрозу российское правительство не обращает внимания. О риске говорят отдельные представители российских силовых структур и руководство Организации Договора о коллективной безопасности. Однако многие эксперты убеждены, что вопросам обеспечения безопасности России и союзников страны следует уделять намного больше внимания.
Военный эксперт, полковник Владимир Попов констатирует, что известно немало фактов, когда боевики из ИГИЛ и других террористических организаций пытались осуществлять в России и государствах СНГ диверсии, подрывы и убийства. Однако сейчас, видимо, надвигаются новые террористические угрозы. В создавшихся условиях руководству страны следует хорошо подумать о том, как этого не допустить. Эксперт напомнил, что у России есть опыт борьбы с террористами в Сирии и других государствах. Сейчас самое время применить полученные навыки для защиты россиян и жителей союзных стран.