Индия и Пакистан оказались на грани военного противостояния. Ситуация может привести к углублению противоречий между крупнейшими державами, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Коммерсантъ».
На прошлой неделе террорист-смертник подорвал индийский конвой на территории штата Джамму и Кашмир. Вину за теракт Индия возложила на Исламабад и добивается полной международной изоляции Пакистана. На сегодняшний день государства пребывают на грани военного конфликта, ситуация может обернуться углублением противоречий между ведущими странами мира.
Вашингтон безоговорочно встал на сторону Дели и обещает усилить давление на Пакистан. Россия и Китай, которые являются партнерами Индии по БРИКС и ШОС, ограничились только осуждением теракта и воздержались от критики в адрес Исламабада. Обострение ситуации в Кашмире ставит Москву в непростое положение. С одной стороны, россияне развивают «привилегированное стратегическое партнерство» с Индией, но одновременно активизируют военно-технические связи с Пакистаном.
В ночь на понедельник индийские силы безопасности произвели ликвидацию двух предполагаемых организаторов нападения на военный конвой. Атака, осуществленная в минувший четверг, унесла жизни 45 военнослужащих и стала крупнейшим в истории Кашмира терактом. Одним из уничтоженных силовиками террористов стал Абдула Рашид Гази, член группировки «Джаиш-е-Мухаммад» («Армия Мухаммеда»), взявшей на себя ответственность за теракт. Спецоперация по ликвидации террористической сети была проведена на территории округа Пулвама, четверо полицейских погибли. Примечательно, что данная группировка борется за отделение штата Джамму и Кашмир от Индии, с территории соседнего Пакистана боевики регулярно совершают нападения.
Руководство Индии обвиняет Исламабад в покровительстве террористам. На фоне продолжающейся в Кашмире эскалации Дели рассматривает разные сценарии ответных действий против Исламабада. Индийский премьер Нарендра Моди заявил, что силы безопасности получили полную свободу и пообещал наказать злоумышленников, стоящих за террористическим актом. В этот раз представители Дели не объясняют, каким может быть ответ Индии.
Регион на пороге очередной эскалации.
Противостояние в Кашмире началось вскоре после разделения Британской Индии на Индию и Пакистан. За более чем 70 лет стороны дважды (в 1947 и 1965 годах) вели из-за региона полномасштабные войны. Кровопролитным оказался и конфликт в округе Каргил, состоявшийся в 1999 году. После этого совершенные на индийской территории крупные теракты приводили к резкому обострению двусторонних отношений. Регулярно индийская армия осуществляет точечные атаки на лагеря боевиков, расположенные на пакистанской территории за «линией контроля».
Пакистанское руководство попыталось отмежеваться от теракта в Джамму и Кашмире и призывало индийские власти «не делать поспешных выводов». Несмотря на призывы Исламабада, Дели нанес удар по пакистанскому экспорту в Индию. Индийское руководство ввело 200-процентную пошлину на все товары, выпущенные в соседней стране. Глава индийского Минфина Арун Джайтли отметил, что руководство страны лишило Пакистан режима наибольшего благоприятствования, предоставленного в 1996 году. Также министр заявил, что Индия примет все необходимые меры, чтобы добиться полной изоляции Пакистана.
Представители Дели четко дают понять мировому сообществу, что в отношениях с ведущими державами кризис станет своеобразным моментом истины. По реакции правительств других стран на теракт в Джамму и Кашмире Дели будет оценивать, насколько данные государства близки к Индии и готовы поддержать ее в противостоянии с Пакистаном. На сегодняшний день наиболее решительно на сторону официального Дели встал Вашингтон. В американском правительстве безоговорочно согласились с версией Индии о том, что ответственность за теракт несет Исламабад.
Незамедлительно осудили теракт и выразили солидарность с индийским народом представители России и Китая, партнеры Индии по организациям БРИКС и ШОС. Принципиальным отличием заявлений представителей России и Китая от позиции Вашингтона является то, что Москва и Пекин избегают упоминания о Пакистане и роли Исламабада в поддержке терроризма. Обтекаемая позиция России и Китая объясняется национальными интересами и собственным видением ситуации в регионе.
Несмотря на то, что официально Россию и Индию объединяет «привилегированное стратегическое партнерство», Москва активно развивает военно-технические связи с Исламабадом. На подъеме эти связи находятся после визита в столицу Пакистана главы российского Минобороны Сергея Шойгу в ноябре 2014 года. По итогам переговоров стороны подписали рамочные соглашения о взаимодействии в области ВТС.
После теракта индийское руководство планирует добиваться полной международной изоляции Пакистана. В таких условиях дальнейшее развитие сотрудничества Москвы и Исламабада, в том числе в военной области, может обернуться серьезными издержками в отношениях с Индией и дальнейшим сближением Дели и Вашингтона. В Пекине вовсе считают Пакистан ведущим партнером в Азии и эффективным противовесом индийскому влиянию. Поэтому Китай блокирует все попытки Индии на уровне ООН включить лидера «Джаиш-е-Мухаммад» Масуда Азхара в список международных террористов, на которых распространяются санкции.