Ожидаемое замедление экономического роста в Китае становится одним из основных рисков для глобальной экономики. Экономические проблемы могут спровоцировать в стране социальное недовольство, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Постепенно китайский фактор становится одним из ключевых рисков для роста мировой экономики. Многие аналитические центры предупреждают об угрозе. Причин для волнений существует несколько. Торговые разногласия США и Китая остаются неурегулированными, что ухудшает ситуацию в КНР. Кроме того, следует учитывать возможное ослабление спроса и угрозу социальных недовольств внутри Китая.
Уязвимым является и положение России, по которой проблемы китайской экономики могут ударить рикошетом. Рост российского ВВП на фоне глобальных рисков может замедлиться до 1 процента в год. Ухудшают ситуацию внутренние проблемы российской экономики, которые делают еще более туманными перспективы.
В четверг аналитики рейтингового агентства Fitch сообщили, что на мировой торговле негативно сказывается замедление китайской экономики. Проведенное экспертами исследование показало, что снижение темпов роста торговли во второй половине минувшего года в первую очередь было вызвано замедлением внутреннего спроса в Китае. Прямое воздействие тарифов, вызванное ростом напряженности в торговле между США и КНР, оказалось второстепенным фактором.
По утверждению аналитиков, экспортные поставки в Китай из ряда других крупных азиатских экономик замедлялись гораздо более резко, чем их общий экспорт. На торговые потоки внутри Азии тарифные меры Пекина и Вашингтона влияли гораздо меньше. Это значит, что ослабление внутреннего спроса в Китае является одним из ключевых факторов замедления.
Февральские значения индекса деловой активности PMI указывают на дальнейшее замедление. В сфере услуг показатель составил 54,3 пункта против 54,7 пункта в январе. В промышленном секторе зафиксировано снижение с 49,5 до 49,2 пункта за аналогичный временной промежуток. Новое значение индекса в промышленности стало самым низким показателем после марта 2016. Информацию об этом сообщает агентство «Прайм», ссылаясь на данные Государственного статистического управления КНР.
Неожиданным для многих экспертов стало зафиксированное отраслевыми организациями падение китайского авторынка. В январе представители Китайской ассоциации пассажирских автомобилей сообщили, что по итогам минувшего года продажи машин в стране снизились на 6 процентов до уровня 22,7 миллиона единиц. Аналитики затем уточнили, что падение показателя продаж автомобилей в КНР произошло впервые за более чем за 20 лет.
Представители Китайской ассоциации автопроизводителей в свою очередь отметили, что продажи транспортных средств через дилерские центры за минувший год уменьшились на 2,8 процента до уровня 28,1 миллиона единиц. По данным Интерфакса, снижение зафиксировано в динамике показателя впервые с 1990 года.
Кризис может привести к росту недовольства населения.
По оценкам ряда иностранных наблюдателей, вполне возможным является возникновение в Китае социальных недовольств из-за замедления роста экономики и усугубления ряда других проблем. Тайваньское издание Taipei Times, к примеру, пишет, что за последние три десятилетия активный экономический рост Китая повысил глобальный статус государства. Однако не все граждане КНР получили от роста экономики выгоду. Негативно отразились радикальный рыночный переход и отказ государства от системы общественных услуг на уволенных работниках государственных и частных предприятий, безземельных крестьянах из мегаполисов и новых выпускниках вузов. Люди из указанных категорий граждан часто безуспешно пытаются найти работу, получить компенсацию или хотя бы завести полезные знакомства на обочине общества.
Обозреватели издания отмечают, что от социально-экономической маргинализации пострадали не только рабочие. Испытывают трудности с получением доступа к социальным пособиям в трудные времена даже китайцы, имеющие регистрацию в крупных городах. Авторы публикации констатируют, что руководители растущего и процветающего Китая всячески обделяют граждан страны, ограничения фиксируются даже в здравоохранении и занятости. Таким образом государство подталкивает неудовлетворенных людей к объединению для последующих совместных действий.
По мнению авторов материала Taipei Times, с ростом угрозы внутренних волнений будет повышаться вероятность «тоталитарного поворота» в Китае. Учитывая разногласия между Китаем и Тайванем, которые могут влиять на оценки журналистов, с подобными прогнозами можно поспорить. Однако в экономических прогнозах авторитетных организаций китайский фактор становится все более важным.
Оценивая последствия замедление роста китайской экономики для России, старший аналитик центра «Альпари» Вадим Иосуб отмечает, что в случае плавного замедления с ориентиром 6 процентов в год ухудшение ситуации в Китае на России не отразится. Ухудшение ситуации возможно, если китайская экономика продемонстрирует резкое снижение.
Первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова полагает, что в 2019-2020 годах экономические сложности в Китае, безусловно, окажут некоторые негативное влияние на рост экономики в России. С высокой долей вероятности влияние ограничится диапазоном 0,1-0,3 процентного пункта. По итогам текущего года Минэкономразвития ждет от страны экономического роста на 1,3 процента, в случае дальнейшей просадки экономики КНР рост российского ВВП может составить 1-1,2 процента.