Расчеты экспертов из Oxford Economics показывают, что в ближайший год вероятность валютного кризиса в России составляет 11 процентов. Среди валют развивающихся стран обвал грозит денежным единицам Украины, Аргентины и Турции, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «РосБизнесКонсалтинг».
В ближайший год вероятность возникновения валютного кризиса в России составляет 11 процентов. В следующие три года вероятность начала валютного кризиса в государстве оценивается показателем 34 процента. Об этом сказано в обзоре, подготовленном аналитиками из Oxford Economics.
По итогам проведенного исследования эксперты включили Россию в список стран с низким риском, где также оказались Чили, Польша, Перу, Таиланд, Малайзия и Индонезия. В общей сложности эксперты оценили ситуацию в 18 государствах. Для большинства валют развивающихся стран они зафиксировали за минувшие полгода значительное ослабление рисков. Исключением экономисты назвали только Россию, Малайзию и Чили.
Экономист Oxford Economics Евгения Слепцова в беседе с журналистами РБК объяснила, что в российском случае фундаментальные показатели довольно сильны. При этом относительно высокие процентные ставки в стране скорее указывают на незаякоренные инфляционные ожидания. В то же время, высокие ставки позволяют сделать вывод о подверженности рубля волатильности из-за влияния глобальных рыночных или геополитических факторов.
Как известно, в прошлом году российский Центробанк впервые с 2014 года повысил ставку. В сентябре и октябре показатель был увеличен на 0,25 процентных пункта. На сегодняшний день эксперты регулятора не исключают переход к смягчению политики. В апреле в Центробанке заявили о возможном снижении ставки уже во втором или третьем квартале. Ближайшее заседание совета директоров Центробанка состоится в июне.
Конкретный прогноз по динамике рубля экономисты в своем обзоре не приводят. В аналитическом отделе компании NordFX информируют, что во вторник российская валюта торговалась возле отметки 65,2 рубля за доллар. Согласно консенсус-прогнозу агентства Bloomberg, в конце года курс составит 65,2 рубля за единицу американской валюты. Российские экономисты в свою очередь ожидают, что к концу года рубль будет постепенно слабеть на фоне вероятного снижения ключевой ставки Центробанка.
Примечательно, что основная часть прогнозов не учитывает новые санкции. Тем не менее, именно риск введения новых ограничений в последнее время выступает основным фактором влияния на рубль. Курс российской денежной единицы продемонстрировал резкое снижение после расширения санкций в апреле минувшего года. Отразилась на стоимость рубля и вероятность утверждения новых ограничений в отношении государственного долга и госбанков, возникшая прошлым летом. В настоящее время угроза сохраняется.
С другой стороны, наличие внешних ограничений может и положительно влиять на рубль. В Минэкономразвития отмечают, что по итогам января-апреля российская денежная единица стала лидером по укреплению среди валют государств с формирующимися рынками. Причиной укрепления рубля эксперты ведомства Максима Орешкина называют исключение из санкционного списка компаний Олега Дерипаски.
Валютный кризис может начаться в Аргентине, Турции и Украине.
По мнению аналитиков Oxford Economics, высоким является риск начала валютного кризиса лишь в трех государствах – Турции, Украине и Аргентине. На верхней границе нормы оказалась Южно-Африканская Республика. В течение 2019 года вероятность падения украинской гривны составляет 18 процентов, на горизонте 3 лет снижение валюты произойдет с вероятностью 47 процентов. В случае песо и лиры показатели вероятности находятся соответственно на уровнях 37 и 71 процент. Для южноафриканского рэнда – 14 и 43 процента в ближайший год и на протяжении следующих трех лет соответственно.
Примечательно, что методика оценки Oxford Economics валютным кризисом считает резкое обесценивание валюты за короткий период. Речь идет об обесценении на уровне трех стандартных отклонений от пятилетнего среднего показателя.
Экономисты объясняют, что Турция и Аргентина продолжают пожинать плоды прошлых ошибок в экономической политике. Также на положение дел в данных государствах оказывают влияние новые ошибки, которые мешают более эффективно менять ситуацию. В Турции причиной сложностей является нежелание правительства признать более низкие темпы роста и проблемы с прозрачностью Центробанка, подорвавшие доверие инвесторов к денежной единице внутри государства и за его пределами.
В Аргентине в минувшем году ставка Центробанка увеличилась до 60 процентов, что является мировым рекордом. Однако резкое увеличение ставки лишь ненадолго позволило сгладить проблемы. Эксперты утверждают, что попытки правительства Аргентины поддержать денежную единицу страны с помощью валютных интервенций и контроля цен формируют предпосылки для нового кризиса.
Во время распродажи валют развивающихся стран в минувшем году украинская гривна потеряла 3,8 процента, хотя денежные единицы других государств в среднем потеряли 6,5 процента. Однако это стало возможным лишь благодаря продаже валюты НБУ. По итогам прошлого года объем продажи валюты составил 1,8 миллиарда долларов (10 процентов резервов до получения в ноябре финансирования МВФ). Экономисты Oxford Economics полагают, что на сегодняшний день украинская гривна переоценена на 10 процентов. Резервы страны вполне могут исчезнуть, если новое правительство не договорится с МВФ о финансировании.