В 28 государствах проходят выборы в Европарламент. Эксперты определяют, как вероятное усилие позиций ультраправых отразится на отношениях Евросоюза с Россией, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «РосБизнесКонсалтинг».
Граждане 28 европейских государств с 23 по 26 мая определяют состав 751-местного Европарламента. Результаты голосование станут известны 27 мая, первое заседание нового состава Европейского парламента состоится 2 июля. Кандидатами на пост депутатов становятся члены национальных партий или беспартийные политики, выборы проходят по пропорциональной избирательной системе. Количество делегатов определяется численностью населения каждой из стран. К примеру, Германию представляют 96 депутатов, небольшие страны вроде Эстонии, Кипра и Люксембурга делегируют по 6 депутатов.
Европарламент утверждает состав Еврокомиссии, определяет ее председателя, голосует за законы, бюджетные проекты ЕС и торговые соглашения. Деятельность Еврокомиссии контролируют парламентские комитеты. Кроме того, парламент Евросоюза готовит и утверждает резолюции, которые принимают к сведению исполнительные власти. В законы, предлагаемые Еврокомиссией, парламентарии могут вносить коррективы.
После получения мандатов депутаты формируют фракции в зависимости от политической ориентации своих партий. В уходящем составе парламента большинство депутатов представляют умеренные партии. По итогам прошлых выборов самой крупной оказалась правоцентристская Европейская народная партия (ЕНП, 219 мандатов). Левоцентристы сформировали Альянс социалистов и демократов (S&D, 191 место). Объединение евроскептиков (Европейские консерваторы и реформисты) получили 72 места. Судя по данным социологов, в новом составе парламента увеличится количество популистов и радикалов.
Традиционные партии теряют популярность.
Прогнозы издания Politico Europe, которые базируются на результатах социологических исследований, показывают, что ЕНП и S&D сократят свое представительство в парламенте и получат соответственно 171 и 144 мандата. Это значит, что парламент станет более фрагментированным, а традиционные партии впервые за историю больше половины кресел контролировать не смогут. Об этом в своем докладе пишут эксперты аналитического центра Open Europe. В период с 2014 по 2017 год при поддержке «большой коалиции» ЕНП и S&D было принято около 74 процентов законопроектов. Для утверждения законопроектов в будущем коалиции придется включить в свой состав партию «Альянс либералов и демократов за Европу».
Опросы четко указывают на предстоящее усиление представительства ультраправых. Евроскептики правого и левого толка могут получить более 250 мест, из них 109 мандатов будут контролировать правопопулистские партии. Евроскептики получат во Франции 30 из 74 мандатов, в Германии – 20 из 96 мест, в Италии – 48 из 73 кресел. Британская партия Brexit во главе с Найджелом Фараджем получит 25 мест. Лидерами избирательной гонки евроскептики могут стать во Франции, Италии и Британии, в Германии альянс ХДС/ХСС сохранит первенство.
В июле депутаты Европарламента определят нового главу Еврокомиссии, которая является исполнительным органом Евросоюза. В 2014 году каждая из общеевропейских фракций выдвигала собственного кандидата на должность. В итоге председателем стал кандидат от ЕНП Жан-Клод Юнкер. В текущем году главными претендентами являются выдвиженцы ЕНП и социал-демократов – баварец Манфред Вебер и бывший глава МИДа Нидерландов Франс Тиммерманс. Фаворитом в настоящее время является Вебер, но получение им главной должности в Евросоюзе не гарантировано.
Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов объясняет, что отдельные государства могут выразить недовольство тем, что должность главы Еврокомиссии займет представитель Германии, которая и без того является в Евросоюзе довольно влиятельной. Претензии озвучивают представители Франции. Кроме того, из-за фрагментированности нового состава парламента кандидатам будет сложно получить поддержку большинства. Не исключено, что Париж попытается добиться избрания своего ставленника – переговорщика по Brexit Мишеля Барнье.
Эксперты полагают, что на политический курс Евросоюза результаты голосования вряд ли серьезно повлияют. Аналитики Open Europe отмечают, что партии, представляющие истеблишмент, сохранят большинство. Несмотря на усиление ультраправого фланга, коалиция, которая выступает за сохранение в Евросоюзе статус-кво, сумеет сохранить доминирующие позиции. Это значит, что по-прежнему контуры программы действий в Евросоюзе будут определять политики умеренные. В целом теперешние параметры работы союза их устраивают, но к ускоренной евроинтеграции, предлагаемой французским президентом Макроном, депутаты относятся негативно.
Лукьянов соглашается с тем, что на ход политики Евросоюза усиление ультраправых не повлияет, поскольку перевес традиционные партии сумеют сохранить. По мнению эксперта, эффект от усиления позиций правых популистов окажется скорее символическим. Проевропейские силы искусственно нагнетали угрозу ультраправых, чтобы повысить явку своих избирателей.
Прогнозирует Лукьянов, что на отношениях с Россией предположительное усиление правого фланга в Европарламенте не скажется. Связи отдельных европейских политиков с Москвой начали использовать против них. Подтверждением эксперт называет недавний скандал в Австрии, где жертвами спецоперации стали лидеры правопопулистской Австрийской партии свободы, которая выступает за улучшение отношений с Россией. Лукьянов допускает, что в актуальном контексте усиление правых может даже привести к ухудшению атмосферы в диалоге Москвы и Брюсселя.