Противоборство Пекина и Вашингтона определит жизнь современников на десятилетия вперед. По мнению Константина Эггерта, Россия и Евросоюз не готовы к предстоящим изменениям, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Обозреватель Константин Эггерт в публикации своего блога напоминает, что в недавнем интервью Süddeutsche Zeitung бундесканцлерин Ангела Меркель заявила том, что Евросоюзу нужно собраться с силами, чтобы ответить на вызовы России, Китая и США. Сенсацией можно считать то, что канцлер ФРГ поставила США в один ряд с коммунистическим Китаем и путинской Россией. Официально в Берлине от идеи трансатлантического партнерства никто не отказывается, поскольку сотрудничество обеспечило успех глобального Запада в последние 70 лет.
Однако Меркель полагает, что эпоха, начавшаяся после завершения холодной войны, закончилась и скоро сменится новой. Казавшиеся недавно незыблемыми союзы и истины в новой эпохе потеряют значение, каждый сам будет бороться за себя. Аналогично оценивает современную ситуацию президент США Дональд Трамп. В отличие от бундесканцлерин, американский лидер уже занимается решением основной, по его мнению, новой задачи – пытается сдержать Китай. Когда-то подобным образом Вашингтон вместе с союзниками почти полвека «сдерживал» СССР.
От Советского союза современный Китай отличается. За минувшие 20 лет КНР пережила настоящую технологическую и социальную революцию и превратилась в полноправную и конкурентоспособную космическую страну. Во внешней политике Пекин сочетает шпионаж, подкуп, продуманные инвестиции в зарубежные страны и демонстративную аполитичность дипломатических решений. По степени влияния в Азии, Африке, Центральной и Южной Америке Китай сумел сравняться с США.
Предстоящую масштабную схватку Китая и США Эггерт считает самым захватывающим и одновременно страшным сюжетом ближайших десятилетий. Вероятно, противоборство станет основной геополитической интригой века. Евросоюз и Россия к борьбе двух гигантов не готовы, хотя и по разным причинам.
Вашингтон лучше всего подготовился к борьбе за будущее.
Россия со своей слабой экономикой экспортирует сырье и покупает за рубежом технологии. По инновациям российское государство безнадежно отстало от Китая. Не может современная Россия похвастаться и эффективным управлением. Активно занимаясь выводом в другие страны активов, коррумпированная российская элита преподносит народу идейную смесь из худших ингредиентов позднего имперского и советского периодов.
В Москве никто особо не любит китайских коммунистов, но российские элиты объективно воспринимают империализм и ксенофобию китайского режима. Обозреватель убежден, что в российском Генштабе уже давно подготовлены планы по отражению предположительного китайского вторжения. В то же время, Пекин является одним из немногих дипломатических международных союзников Москвы. Кроме того, российские госкомпании, в первую очередь «Роснефть» и «Транснефть», должны Китаю десятки миллиардов долларов.
Поэтому Москва старается избегать любых шагов, способных нарушить хрупкое равновесие в отношениях с Пекином, которое в последнее время все больше напоминает страх слабого перед сильным. Постепенно растущая мощь Китая, в том числе военная, вместе с демографическим спадом и пустеющими Дальним Востоком и Сибирью для Кремля могли бы стать аргументами в пользу сближения с Западом и его союзниками в азиатском регионе (Япония и Южная Корея). Вряд ли польские танки окажутся на улицах Смоленска, а китайские в Благовещенске представить легко.
Однако на сближение с Западом российская власть не пойдет. Именно в период, когда страной начали управлять теперешние руководители, Россия стала терять свободу маневра в отношениях с потенциально опасным соседом. Рано или поздно выбор стратегии в отношении Китая, важный для национального интереса и выживания страны, российской элите придется сделать. Москва может согласиться на роль младшего партнера или попытаться опереться на Запад, чтобы сохранить свободу действий и суверенитет.
Другие проблемы волнуют Брюссель. В отношениях с США и Китаем Евросоюз не един. Верными союзниками и гарантами безопасности считают американцев страны Центральной и Восточной Европы, Китай они воспринимают как реинкарнацию советских коммунистов. Правительства данных стран сохраняют верность НАТО и Вашингтону, несмотря ни на что.
В западном направлении от Одера и к югу от Праги настроения меняются. В странах региона Китай воспринимается как страна проблемная, но не очень опасная. Правительства убеждены, что в крайнем случае Пекин станет атаковать Тайвань, а не далекую Европу. Несмотря на существующий риск, в этих государствах рассматривают предложения китайцев об инвестировании в проекты, чувствительные с точки зрения национальной безопасности, вроде строительства компанией Huawei сетей 5G.
В то же время, европейские политики, предприниматели и интеллектуалы теряют доверие к США. Европейцы критикуют «дикий» капитализм, религиозность, двухпартийную систему Америки, военную мощь Вашингтона, его «мягкую силу» и идею исключительности. Еще 10 лет назад «мягкая сила» была частью европейской политики, сейчас Европа столкнулась с множеством вызовов и отсутствием перспектив.
По утверждению обозревателя, американские проблемы не выглядят настолько острыми, как вызовы, стоящие перед Брюсселем и Москвой. Американские элиты расколоты президентством Трампа, госдолг страны растет, а изоляционистский внешнеполитический тренд достиг максимального за четверть века уровня. Вместе с тем, свою гибкость и способность к переменам политические институты и общество США ранее доказали неоднократно.
Проблемы Европы сами по себе не исчезнут после смены президента в одной из стран. Европейцам придется взять на себя ответственность и определить дальнейший путь развития ЕС. Перспективы КНР также могут оказаться неоднозначными – накопившиеся за много лет проблемы способны вызвать в стране социально-политический кризис. К таким событиям не готовы ни американцы, ни россияне, ни европейцы. Но похоже, что именно США лучше других претендентов подготовлены к борьбе за 21 век.