Премьер-министр Туниса Хамажи Джебейли заявил о своем намерении распустить кабинет министров и пообещал сформировать правительство «беспартийных технократов», которое будет способно управлять страной до выборов. Об этом сообщило агентство Reuters. Новый состав правительства будет иметь ограниченные полномочия, а количество министров уменьшится, уточнил тунисский премьер.
Что именно заставило подать в отставку Хамажи Джебейли и как это отразится на жизни Туниса, разбирались аналитики раздела «новости мира» журнала «Биржевой лидер».
Вынужденная отставка
Свое заявление об отставке Джебейли сделал поздно вечером в среду, 6 февраля. Причиной этого стали массовые народные волнения после того, как убили лидера местных социалистов Шукри Бельэйда. В особенности, поступали сообщения о нападениях участников акций протеста на офис правящей умеренно исламистской партии «Нахда», в которой Шукри Бельэйда является председателем.
В своем телеобращении к народу премьер-министр Туниса также пообещал, что парламентские выборы в стране пройдут в кратчайшие сроки, однако, не стал называть конкретных дат.
По информации Reuters, оппозиция прореагировала на заявление сдержанным оптимизмом. В частности, решение распустить правительство назвали «запоздалым, но важным шагом».
Акции протеста, которые были вызваны гибелью Шукри Бельэйд, отразились на политическом кризисе, который начался в конце 2012 года. Три исламистских партии, которые сформировали правящую коалицию, несколько недель без успехов пытались договориться о том, каким будет состав правительства. Партия «Конгресс за республику», которая была младшим партнером коалиции и лидер которой занимает пост должность президента Туниса, выступила с требованием заменить глав некоторых министерств. В противном случае, политическая сила угрожала перейти в оппозицию.
За последнее время радикальные исламисты усилили свои позиции
Эксперты в последнее время начали говорить о резком усилении позиции радикальных исламистов в Тунисе.
Страна, которую всегда считали наиболее европеизированных на территории Ближнего Востока, в течении двух лет, прошедших со времен революции, находится в тяжком, затяжном экономическом кризисе. Это стало причиной роста массового недовольства, разочарования в сложившейся политической системе после того, как из страны изгнали президента Зина аль-Абидина бен Али. В прессе начали появляться сообщения о тунисцах, которые воевали на стороне оппозиции в вооруженном конфликте в Сирии. Множество профсоюзных и оппозиционных движений обвиняли исламистские группировки в совершении нападения на свои штаб-квартиры и активистов.
Однако, Тунис считали как наиболее успешно пережившей «арабскую весну» страной: до возникновения гражданского противостояния дело еще не доходило. После ухода президента бен Али Тунису удалось обеспечить сравнительно спокойный переход к новому режиму. Правительство сформировали по итогам свободных выборов в 2011 году. Партия «Ан-Нахда» сумела набрать всего 42 процента голосов, и поэтому была вынуждена создать коалицию с двумя светскими политическими силами. Радикализацию тунисского общества власти страны до сих пор комментировали неохотно. Посол Туниса в России Али Гутали во время январской пресс-конференции в честь годовщины революции заявлял о том, что исламисты в Тунисе не представляют реальной силы и являются маргиналами, при этом он подтвердил, что власти страны активно начали бороться с фундаменталистами. В свою очередь, либеральная оппозиция и левые обвиняли умеренных исламистов в бездействии по отношению к радикалам, добивающимся создания в Тунисе шариатского государства.
Убийство Беланда уже стало причиной массовых протестов. Более тысячи радикалов дошли до здания министерства внутренних дел в столице страны. Собравшиесчя у стен МВД граждане сканируют лозунги «Позор, позор, Шокри умер!», «Где правительство?» и «Правительство должно пасть». Сотрудники сил безопасности пока не вмешиваются в ход стихийного митинга, а лишь оградили территорию вокруг здания, сообщает Reuters.