Новости Китая, Пекин. Введенная в эксплуатацию в декабре 2009 года, Трансазиатская магистраль с первоначальной мощностью в 30 млрд. куб. м. в год стремительно наращивает свою пропускную способность. Уже к 2016 году она будет способна ежегодно транспортировать в Китай до 65 млрд. куб. м. газа из стран Центральной Азии.
Так, Пекин и Ташкент подписали соглашение о строительстве и эксплуатации третьей очереди узбекского участка Трансазиатского газопровода Туркменистан–Узбекистан–Казахстан–Китай. Ее пропускная способность составит 25 млрд. куб. м. газа в год. До конца 2011 года стороны подготовят предварительное технико-экономическое обоснование проекта, а прокладку трубы планируют завершить к 2014 году. Финансирование проекта осуществляется главным образом на кредиты КНР.
В настоящее время в Китай поступает только газ туркменских месторождений блока Багтыярлык, Учаджинской группы и Малай. С 2015 года планируется существенное увеличение объемов поставок туркменских углеводородов в КНР до 27 млрд. куб.м. в год за счет месторождения Южный Елотен-Осман.
Однако, потенциальными поставщиками природного газа для Трансазиатской магистрали также могут в ближайшее время стать Узбекистан и Казахстан.
НКХ «Узбекнефтегаз» и китайская национальная нефтегазовая компания CNPC подписали рамочное соглашение о поставках по Трансазиатской магистрали до 10 млрд. куб. м. узбекского газа. Кроме того, в сторону КНР может пойти газ еще с пяти инвестблоков в Узбекистане, на которых с 2007 года CNPC ведет геологоразведку. Помимо этого, китайская компания имеет 20 процентов в консорциуме Aral Sea Operating Company, объявившем об открытии коммерческих запасов газа в узбекской части Арала.
В тоже время Казахстан заявил о намерении поставлять газ в Китай. Одним из источников сырья для новой ветки трубопровода может стать месторождение Жанажол, также разрабатываемое CNPC. Не исключается и транспортировка газа месторождения Кашаган, добыча на котором запланирована на 2013–2014 годы.
По мнению узбекских экспертов, стратегия Китая по экспансии на газовый рынок Центральной Азии, а также поддержки своих национальных нефтегазовых компаний в данном регионе может привести к существенному ослаблению позиций российских компаний в данном сегменте.
Вместе с тем, по оценкам узбекских специалистов, на фоне того, как Пекину с относительной легкостью и в кратчайшие сроки удается договариваться с центральноазиатскими производителями газа, перспективы выхода России на растущий китайский газовый рынок выглядят весьма призрачно.
Основной преградой начала реализации российских планов по строительству двух газопроводов в Китай общей мощностью в 68 млрд. куб. м является отсутствие договоренности Москвы с Пекином по формуле цены на газ. Российский концерн «Газпром» предлагает цену выше 300 долларов США за 1000 куб. м. При этом туркменский газ Пекин получает примерно по 200–210 долларов США.
Также существенным фактором, препятствующим выходу России на китайский газовый рынок, являются разногласия двух стран в вопросе основного маршрута будущего российско-китайского трубопровода.
В настоящее время Москва лоббирует проект строительства газопровода «Алтай» в западные провинции КНР. Однако рост поставок углеводородов по западному маршруту (в Синьцзян) для Пекина уже не столь актуален из-за наличия мощностей по импорту газа из Центральной Азии.
По данным из Госкомитета КНР, Пекин больше заинтересован в поставках по восточному маршруту (с Сахалина через Хабаровский край), однако Россия сейчас не обсуждает восточный маршрут.
По прогнозам китайских чиновников и экспертов, спрос на газ к 2020 году в КНР составит 300 млрд. куб. м. Собственная добыча в стране прогнозируется на уровне 115 млрд. куб. м. Поставки газа из Бирмы составят 10 млрд. куб. м. Центральная Азия обеспечит еще 65 млрд. куб. м. Развитие инфраструктуры для приема сжиженного природного газа даст возможность импорта 80 млрд. куб. м. из Австралии, Южной Азии и Ближнего и Среднего Востока.
Таким образом, отмечают аналитики компании Nord FX (компания входит в рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V), к 2020 году на китайском рынке сохранится ниша для российского газа в объеме не более 30 млрд. куб. м. Однако если Пекин и Москва не сойдутся в условиях, то Китай может полностью отказаться от сотрудничества с Россией в данном вопросе, сконцентрировавшись на странах Центральной Азии. Кстати, президент Туркменистана Г.Бердымухамедов уже отмечал, что при необходимости Ашхабад будет готов открыть и 3-ю, и 4-ю ветки Трансазиатского трубопровода в Китай.
Сможет ли Китай стать монополистом по покупкам газа в Центральной Азии
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.