Уход от власти недавнего главы государства Ху Цзиньтао явился более неожиданным, нежели у его предшественников, – сообщает «Форбс».
XVIII съезд КПК окончен, у власти теперь «5-ое поколение» руководителей государства, и, с первого взгляда, неожиданностей не случилось: все люди, которые планировали взойти на ареопаг власти, появились на своих местах. Кстати, имя – Си Цзиньпина – в качестве потенциального преемника больше года обсуждалось в мире, а лично г-н Си успел совершить порядка десяти зарубежных поездок как неофициальный «преемник».
Несбывшиеся прогнозы
Однако это самый нежданный съезд в последние двадцать лет, которому предшествовало практически открытое столкновение самых различных группировок. Новый лидер КПК стал первым руководителем, чья персона в отличие от 2-ух его предшественников не была «одобрена» Дэн Сяопином, что дало некоторым аналитикам возможность говорить об «окончании политики Дэна» и о плавном, как это в Китае принято, начале принципиально новейшего этапа социально-экономических и политических реформ.
Данные реформы не проводить нельзя. Китайская Народная Республика оказалась перед лицом ряда проблем, с которыми прежде никогда не сталкивалась, – и об этом чистосердечно говорилось на съезде. Открыто сказано было и о повышении разрыва между богатыми и бедным, а также о коррупции, которая не только партии угрожает, но и в целом Китаю.
Стоит заметить, что опасен не сам разрыв благосостояния населения, а то, что рост доходов и, следственно, реализация прогнозов беднейших слоев существенно замедлились, а соцобеспечение развивается мало. Образовался и новый слой, которого не было еще десять лет назад, – это китайский средний класс. У него имеются собственные запросы к качеству жизни, к социальной мобильности, доступу к информации, карьерному росту. Это граждане, знакомые с другими, не китайскими взглядами на социум.
Не удовлетворена и часть представителей среднего и малого бизнеса, поскольку они ощущают себя отстраненными от управления государством. В рамках нынешнего съезда предприниматели составляли только один процент от 2268 депутатов, когда за последний год частным сектором сгенерировано больше шестидесяти процентов ВВП против двадцати процентов в 2002 г.
Амбициозные планы Китая
При всем этом Китай наращивает лишь свои экономические амбиции, чтобы удвоить ВВП к 2021 г. и стать на позиции ведущей страны мира. Эти планы должны показывать народу, что курс на продление роста будет продолжен, ведь это исключительно значимо для социально-психологической стабильности Китая. Притом используется довольно традиционная конфуцианская риторика – в Китае построен должно быть «среднезажиточный социум», а к 2049 г. /к столетию КНР/ Китай превратиться должен в «богатую, могущественную, демократическую, цивилизованную и гармоничную, модернизированную социалистическую страну». Вся данная терминология в полной мере имеется в конфуцианской модели под названием «китайский социализм», и потому, невзирая на «лозунговость», отлично воспринимается большинством.
Поражение Ху
Наиболее большие неожиданности проявлены в расстановке сил руководства партии. КНР привыкла передавать власть постепенно, всяческим образом оберегая верность курсу, намеченный уже десятилетия назад. Но на сей раз экс-глава компартии и руководитель страны – Ху Цзиньтао – оставляет все должности сразу, включая пост Председателя Центрального военного совета, сохранявшийся с поры Дэн Сяопина, а также Цзян Цзэминя на протяжении нескольких лет за уходящим лидером.
Столь стремительный уход Ху явился открытым признанием поражения правившей политгруппировки, став едва ли не «бархатной революцией» по-китайски. Ранее так не поступали. В период 10-летнего правлении Ху Цзиньтао, имя его предшественника – Цзян Цзэминя, –не занимающего формально никаких должностей, всегда называлось 2-ым в партийной иерархии, тем самым подчеркивая функцию «старой гвардии». Так, Ху Цзиньтао вряд ли 2-ым уже будет, в самом лучшем случае – 8-ым, после 7 представителей Постоянного комитета Президиума ЦК. Он якобы решил от борьбы отказаться сам, чтобы уберечь имидж КПК /вполне «китайская версия», которая позволяет сохранить лицо политику/.
Естественно, нынешний состав Политбюро и, в первую очередь, Постоянного комитета – это результат непростых переговоров между влиятельной группировкой Цзянь Цзэмина и новейшего поколения Си Цзиньпина. Западные эксперты пытаются все споры свести к конфликту между «комсомольцами» /выдвиженцами из молодых карьерных партийцев/, и «принцами» /выходцами из семей солидных партийных работников/. Стоит отметить, что это не столько борьба обладать властью, сколько разногласия вокруг того, какую же тактику и стратегию избрать должен Китай в предстоящие десятилетия.
Таким образом, Си Цзиньпин получил историческую возможность постепенно вывести китайское общество из кризисных наметившихся тенденций.
Автор: Елена Радуга