Атмосфера в Гонконге сильно отличается от той, что была на украинском Майдане. На Майдане стояли люди из самых разных слоев общества, всех возрастных категорий: наряду с молодежью были и люди среднего возраста, и даже достаточно пожилые, в то время как в Гонконге большинство митингующих – совсем молодые, 20 лет и чуть больше. Зачастую это студенты.
В Гонконге в протестах принимает активное участие лишь довольно узкий слой общества. В отличие от украинского Майдана, нельзя сказать, что протестующие в Гонконге представляют всю страну, и в этом заключается главное различие Майдана и Революции зонтов. Подобное мнение, комментируя вопрос о сходствах и различиях между Майданом и гонконгской Революцией зонтов выразил Дэвид Блэр, являющийся международным корреспондентом британской “The Daily Telegraph”, зимой работавший в украинской столице, а сейчас вернувшийся домой из Гонконга. Об этом сообщили эксперты раздела “Новости Украины” делового онлайн-журнала “Биржевой лидер” со ссылкой на "Новое Время".
Еще одним различием указанных событий эксперт назвал то, что зрелое поколение Гонконга хоть и относится к происходящему с большим скептицизмом, не готово выходить на улицы, даже если поддерживает молодежь. Они не хотят рисковать и тратить на это бесполезное дело свое время. В этом еще одно существенное отличие от Майдана.
Он считает, что причины тому кроются в устоявшейся традиции участия, а точнее, неучастия в подобного рода политических акциях.
При этом Блэр заметил, что единственным сходством между украинским Майданом и гонконгской Революцией зонтов является то, что центр города находится под контролем митингующих.
В Гонконге протестующих становится все меньше и меньше.
Журналист британской “The Daily Telegraph” также подчеркнул, что, в отличие от Майдана, где наблюдалось постоянное возрастание числа протестантов, в Гонконге наблюдается противоположная картина: митингующих с каждым днем становится все меньше и меньше.
В этой связи он не исключил возможности того, что протесты в Гонконге получат серьезный импульс, когда власти страны применят физическую силу, к примеру, будут избиты студенты, как это было на Майдане.
Он уверен, что протесту придало бы дополнительную энергию, если бы руководство страны было настолько глупым, чтобы отреагировать на манифестации физической силой. В этой связи Блэр также сообщил, что подобное явление действительно имело место. Так, в Гонконге группа хулиганов, которые, по всей вероятности, были оплачены властями, напала на лагерь митингующих в районе Монкок, угрожая их. В конечном счете протестующие были избиты. Как результат, на улицы вышли тысячи людей, в том числе и простые обыватели, принявшие решение продемонстрировать свою поддержку протестующим, защитив их от возможных нападений. Это свидетельствует о том, что насилие вполне могло бы “раскочегарить” протест. По словам журналиста, и тут имеется отличие Революции зонтов от Майдана: речь идет о реакции властей.
Так, в украинской столице против демонстрантов были использованы все возможные методы, в том числе и снайперы, в то время как в Гонконге полиция использовала физическое насилие в единичных случаях: один раз ею был применен слезоточивый газ, один раз – перечный газ, а недавно был избит один из митингующих. Но в целом, как отметил автор статьи, гонконгские правоохранительные органы ведут себя очень сдержанно, "уж во всяком случае, гораздо более сдержанно, нежели украинские силы безопасности во время Майдана".
Стратегия гонконгских властей – дать время протестам выдохнуться и завершиться естественным путем.
По мнению Блэра, стратегия властей Гонконга заключается в том, чтобы терпеливо дать время протестам выдохнуться и дождаться, пока активистам надоест, и все завершится естественным путем.
Он считает, что в Гонконге никто не собирается применять силу. По его мнению, сила не будет применена в любом случае.
Однако, как считает журналист, это представляет собой большую проблему для властей, ведь митингующие заняли самый центр Гонконга, который, как известно, является финансовым центром, расположенным на одноименном острове. Под контролем активистов три километра двух центральных улиц города. Там же расположены главные офисы гонконгских крупнейших компаний и банков. В настоящее время все они оказались в окружении баррикад. В такой ситуации, как отмечает эксперт, он не исключает возможности того, что протесты постепенно сойдут на нет, подчеркнув, что в нынешней ситуации о нормальной работе города не может быть и речи, так как во всем чувствуются нарушения и сбои.
Вместе с тем Блэр заметил, что на гонконгские власти постоянно оказывается давление с требованием немедленно очистить центр от протестующих. И это давление каждым днем лишь возрастает в том плане, что ни одно правительство не может себе позволить, чтобы город был парализован подобным образом.
"Главной целью митингующих, - считает журналист, - является то, чтобы принудить гонконгское правительство к серьезным переговорам". Для реализации этой цели они намерены настолько сильно нарушить привычную работу города, что у властей не останется альтернативы переговорам. При этом он сообщил, что до сих пор не имеется никаких существенных результатов.
Автор: Вера Адамян