На заре XIX в. название небольшого города Нью-Йорк было известно мало кому, но не прошло и 100 лет, как этот населенный пункт получил мировую известность. История движется по восходящей спирали. Только небольшое число людей знает о существовании сравнительно маленькой области в дельте Янцзыхэ. Этот регион не может пока похвастаться даже названием, и не всякий сможет обнаружить его на карте. Однако положение вещей вскорости изменится. Инициирован процесс, не имеющий аналогов в человеческой истории. Никогда до этого не появлялся город идентичного размера.
Начинается формирование первого на планете гигаполиса, - пишут на своем сайте «Ведомости».
Стоит заметить, что дельта Янцзы — особенное место. На сравнительно малой территории размером приблизительно 300 на 200 км. были построены такие крупные города, как Шанхай, Ханджоу и Нантинь, более известный нам под названием Нанкин. Помимо названных, на этой территории располагаются еще 20 немаленьких городов, население каждого превышает 3 млн. Совокупное число жителей этой агломерации превышает 100 млн. человек, а ВВП оценивается в сумму больше 1 трлн. долларов, это ненамного меньше Нью-Йорка. По праву этот регион считается экономической столицей Китая.
Что обусловило формирование этой особенной территории? У местных жителей отмечаются две характерные черты: уникальное даже по китайским представлениям трудолюбие и предприимчивость. Существует много теорий и гипотез, объясняющих укоренение этих качеств, но наиболее вероятная из них - теория рисовой культуры.
В течение последних 6 тысяч лет здесь, на земле, обогащенной плодородными наносными почвами, превалировало рисоводство. Известно, что рис требует постоянного трудоемкого ухода — наверное, нет в мире другой сельскохозяйственной культуры, которая могла бы сравниться с ним по трудозатратам. Многие сотни поколений работали в условиях огромной конкуренции. Выживали те, кто мог трудиться, не останавливаясь ни на минуту. Параллельно рис породил традиции собственничества и предпринимательства. Эта культура требует прилежного обращения и очень большой ответственности. К примеру, если уровень воды на поле всего на пару сантиметров будет выше определенной отметки, урожайность снизится наполовину. А нехватка воды способна за один день уничтожит весь урожай полностью.
Из-за своей необычайной капризности рис хорошо может выращивать исключительно собственник. Рабский труд был неэффективен в этих условиях, посему рабовладельческий строй быстро вытеснили более новаторские формы организации труда. Одновременно формировались устойчивые традиции, защищающие право собственности.
Именно все вышеперечисленное и обеспечило среду для возникновения предпринимательства. Земледельцы, которые имели возможность увеличить качество использования угодий путем усовершенствования системы мелиорации или подбора правильного сочетания сортов семян, приобретали конкурентное преимущество. В таких условиях активный естественный отбор за 6 тысяч лет создал трудовую этику и традицию предпринимательства, которые предоставили возможность этой территории в полном объеме использовать результаты экономических реформ прошедших 40 лет и стать одной из главных движущих сил китайской экономики. Когда Ден Сяопин сказал: «Богатеть — это достойно», люди, населяющие этот регион, восприняли его слова как руководство к действию. Дельта Янцзы в скором времени превратилась в ведущий мировой производственный кластер.
Система транспортного сообщения – главная проблема современного мегаполиса.
В настоящее время перед регионом стоит задача превратиться в величайший город на Земле. Осознавая, что без современной системы сообщений нереально построить эффективную экономику, прошедшие 10 лет власти Китая создавали здесь транспортную инфраструктуру, возводя бесчисленные скоростные магистрали и ветки метро. В числе прочего был введен в строй уникальный коммерческий поезд на магнитной подушке, скорость которого достигает 450 км/ч, способный доставить пассажиров до аэропорта всего за 8 минут. Главным звеном транспортной системы есть сети скоростных железных дорог, которые соединили три мегаполиса — Шанхай, Нантинь и Ханджоу. Этот проект обошелся в 100 млрд. долларов. Инвестиции себя оправдали: современные составы, передвигающиеся на скорости до 300 км/ч, уменьшили время в пути с 5-10 до 1-2 часов. Это практически столько же, сколько тратит среднестатистический москвич или житель Нью-Йорка на проезд к месту работы. Практически создан единый гигантский населенный пункт, гигаполис, в котором проживает более 100 млн.
В настоящее время трудно предвидеть, какие изменения будут происходить в формирующемся гигаполисе, ввиду полного отсутствия прецедентов. Это может привести, к примеру, к появлению крупнейшей в мире биржи на основе Шанхайской. А возможно, на базе университетов появится всемирно известный исследовательский центр. Но можно сказать с уверенностью: особенностью гигаполиса станет его многогранность. Ведь в него входит множество отличных друг от друга городов: Шанхай — мировой финансовый центр, построенный на западный манер, и самый большой в мире торговый порт, Ханджоу — центр бизнеса и стартапов, место появления компании Alibaba, Нантинь — древняя китайская столица и очаг традиционной культуры, Суджоу — также древняя столица и туристическая мекка КНР. Теперь все это сформировалось в один город.