На протяжении всей истории Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) уступали ВВС других государств мира, в частности, Соединенных Штатов Америки. Как отмечают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», в настоящее время КНР заявила о планах начать выпуск собственных военных истребителей «пятого поколения», которые можно сравнить с производящимися в США F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
В Америке немало специалистов склонны считать, что в данном проекте китайская сторона применяет американские технологии, похищенные хакерами. Для проверки скорости и качества производства до сопоставимого с американским уровня, КНР также отдает предпочтение использованию дополнительных технологий (3D-печать). J-20 «Черный орел» должен до 2018 года быть запущен, а J-31 «Кречет» - к 2020 году. При условии, что заявления Китая являются правдивыми, его новые истребители существенно расширят его возможности как в сфере защиты воздушного пространства, которое он продолжает считать своим, так и в вопросе нападения на случай начала войны. В частности, последнее можно отнести к воздушному удару по Тайваню (КР).
О новых достижениях ВВС НОАК.
В течение 1990-1992 годов китайские власти купили у России 24 истребителя Су-27. Проведя их некоторую модификацию, страна начала выпуск на их основе своих J-11. В качестве ответа американская сторона продала Тайваню 150 F-16. Покупка Су-27 – истребителей четвертого поколения, стала поводом для открытия современного периода в истории военно-воздушных сил Китая. С того времени их эффективность только растет. В 2010 году около 50 процентов воздушного флота ВВС НОАК продолжало состоять из самолетов, которые создавались на основе моделей 1950-х и 1960-х годов, выпущенных в Советском Союзе – МиГ-19 и МиГ-21, однако в течение последних пяти лет воздушная мощь Китая существенно возросла. В текущем году КНР, кроме активной деятельности с технологиями пятого поколения, почти смогла достигнуть договоренности с Российской Федерацией о приобретении 24 русских Су-35 - истребителей «поколения 4++».
В настоящее время главным истребителем ВВС НОАК является J-11, но данная модель до сегодняшнего дня не прошла проверку в деле. Больше всего она стала известной после инцидента в августе 2014 года, в результате которого J-11 перехватил американский разведывательный самолет P-8A Poseidon в 135 милях восточнее острова Хайнань. J-11 два раза приближался к американцу на расстояние в 50 метров. Агрессивные маневры китайского пилота четко продемонстрировали, что КНР не намерен терпеть присутствие разведывательных самолетов в воздушном пространстве своей определенной экономической зоны.
Самое новое поколение.
Начиная с 2008 года, КНР ведет работу над истребителями пятого поколения как для использования у себя дома, так и для продаж в другие страны. Работу над этим ведут две китайские компании: Chengdu Aircraft Industry Group (J-20) и Shenyang Aircraft Corporation (J-31). Они обе являются собственностью государственной Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Весьма похоже на то, что в арсенале НОАК J-20 и J-31 будут дополнять друг друга. J-20 близок к вступлению в строй – впервые его испытательный полет состоялся в 2011 году, а к 2018 году ему необходимо достичь первоначального оперативного потенциала. Так как оба самолета пока находятся на стадии прототипов, их точные параметры неизвестны.
Впрочем, в соответствии со слухами, J-20 может обеспечить Китаю возможность нанесения ударов на далеком расстоянии, и у него будет возможность достичь любой точки Западно-Тихоокеанского региона. Кроме этого, он станет первым стелс-истребителем на вооружении у НОАК. Если возникнет конфликт, J-20 будет, скорее всего, применяться для воздушных боев и должен будет ограничивать зону охвата РЛС и расстояние ударов противника. J-31 может оказаться весомым дополнением к J-20 приблизительно по той же схеме, которую Соединенные Штаты запланированы для своих F-22 и F-35. Если J-20 больше годится для боя с самолетами противника, J-31 станет «самым лучшим истребителем для стратегии преграждения доступа и блокирования зоны (A2AD) в Западно-Тихоокеанском регионе». J-20 несколько быстрее: его максимальная скорость составляет 2,5 Маха, а максимальная скорость J-31 – 2 Маха. Оба истребителя имеют радиус примерно 2000 км.
О последствиях.
Если Китай захочет начать атаку через Тайваньский пролив (НОАК ежегодно прорабатывает этот сценарий в ходе учений), превосходство в воздухе станет основным фактором, и причин для этого будет три: относительно небольшая величина воздушного пространства над Тайванем, способность военно-воздушных сил КР (ВВС КР) насытить это воздушное пространство своими истребителями, а также мощная система ПВО, которая есть у Пекина. Если КНР не удастся с помощью своих военно-воздушных сил не дать ударам долететь до своих кораблей, пересекающих пролив, операция почти наверняка провалится. Применяющие новейшие технологии истребители могут дать НОАК немалое преимущество в воздухе перед ВВС КР и гарантировать успех вторжения. Это, сам собой, должно вызывать у Вашингтона беспокойство на всех уровнях - стратегическом, оперативном и тактическом.