В настоящее время лишь совершенно погруженный в свой внутренний мир индивидуум не следит за происходящим в экономической жизни Китайской Народной Республики. Значительная часть западных специалистов в области экономики, уверены в том, что утрата этой страной роста спровоцирует события, могущие привести к глобальному изменению мировой политической реальности. Об этом пишет российский независимый экономический эксперт Владислав Иноземцев в своем материале на страницах издания «Новое Время». Он полагает, что не следует поддаваться этим панический настроениям и необходимо попытаться рассмотреть проблему более подробно и широко.
Китайский случай, несомненно, является свидетельством наиболее успешного проекта действующего в формате «догоняющего» прогресса, как отмечает Владислав Иноземцев. С середины 80-х годов размер его экономики увеличился практически в 6 раз, в то время как российская только недавно смогла догнать советские показатели, и в настоящее время ее уровень развития только на 18 процентов опережает развитие СССР. В то же время украинская экономика уменьшилась наполовину от советских показателей.
В середине 80-х Китайская Народная Республика поставляла на внешние рынки меньше чем социалистическая Германия. В настоящее время Китай вывозит на экспорт практически в два раза больше товаров, чем современная ФРГ. С позапрошлого года он занял первое место среди производителей промышленных товаров на Земле. Успешное реформирование экономики дало приличный уровень благосостояния, по крайней мере, 700 миллионам его граждан, а остальных вытащило из вековой нищеты. Всякий квалифицированный экономист должен по достоинству оценить титанический труд Дэн Сяопина и пришедших после него политиков, отмечает господин Иноземцев.
Тем не менее совершенно не факт, что сбудется мечта китайских властей - сделать страну мировым экономическим лидером. В минувшем веке часто говорилось о том, что в Америке происходит упадок, и вскоре, все изменится. В середине прошлого столетия казалось, что ее обгонит Советский Союз, в 80‑х — Япония начала наступать на пятки Соединенным Штатам, в настоящее время этим претендентом стал Китай, на что указывает Владислав Иноземцев. Однако такие прогнозы оказались неверными. Все дело в том, полагает Владислав Иноземцев, что западная цивилизация развивалась в качестве «экономики знаний», переманивая ученых со всех стран к себе. Остальные страны обречены были ползти в хвосте. В постиндустриальном мире, с 50‑х годов, первое место оставалось за Америкой, о чем пишет Владислав Иноземцев.
Происходящее в настоящее время замедление китайской экономики спровоцировано, по мнению Владислава Иноземцева, отнюдь не проблемами возникшими на финансовых рынках КНР и не в связи с тем, что предложение на внутреннем рынке существенно превысило спрос. С такими неурядицами Китай без труда в состоянии справится, прибегнув к помощи своих золотовалютных резервов составляющих более 3,5 триллиона долларов и незначительным прикручиванием гаек в своей плановой экономике. Все дело в том, что Китай сейчас пришел к тому же рубежу, на котором замерло развитие СССР и Японии. Экономика Китая стала ультимативно-индустриальная, но так и не перешла на новый уровень. В результате Китай, скорее всего, будет отжат с лидирующих позиций Индией, или иными азиатскими странами.
Попытки противостоять цивилизованному Западу обвалят китайскую экономику.
Такое положение дел свидетельствует о том, что падение темпов китайского развития, не имеющее ничего общего с кризисом, совершенно не повлияет на положение в мире, а только подтвердит его устойчивость. Как утверждает Владислав Иноземцев, спорый рост Китайской Народной Республики спровоцировал скачок цен на энергоносители и колоссальный дисбаланс в мировых финансах. Его рост породил немало мифов, из-за него у многих стали появляться иллюзии относительно перемен в глобальной политической жизни, отмечают аналитики брокера Fort Financial Services.
Именно из-за этого возникает ощущение того, что западный мир находится при смерти, а ему на смену приходит новый мировой порядок, о чем пишет Владислав Иноземцев. Такие мнения могут оказаться ошибочными. После того как экономика Китая замедлится, она не прекратить свое существование, а только займется поиском новой формы своего развития. Следовательно, китайские политические деятели станут более осторожными в своих решениях.
В конечном счете мировая экономика в следующие 20 лет восстановит более низкие цены на энергоносители, на сталь и антрацит. Это приведет к тому, что капиталовложения Китая в зарубежные энергетические проекты существенно утратят в цене. На фоне всего вышеперечисленного наращивание темпов сотрудничества с западными странами станет боле привлекательным для Китая ввиду того, что оно позволит обеспечить ему успех и безопасность, в то время как попытки оспорить его доминирование приведет к обратному эффекту. Несомненно, в процессе выработки «статуса Кво» мир будет потрясаться различными драматическими событиями.
В первую очередь окончательно рухнут экономики нефтедобывающих государств в Ближневосточном регионе и многие страны, поставляющие полезные ископаемые на мировой рынок так же останутся не у дел. Произойдет очередное падение темпов развития в Африке, спровоцированных китайским растущим спросом. Понизится спрос на оружие, и из-за этого, профильный рынок рухнет. Кроме того, следует ждать значительных пертурбаций в системе мировых финансов.