Китайские власти начали новую фазу борьбы с коррупцией в стране, нагоняя страх на продажных чиновников. Более детально о том, как борются с коррупцией в Поднебесной, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
13 декабря председателем КНР Си Цзиньпином перед Центральной комиссией КПК по проверке дисциплины была поставлена задача превратить Китайскую Народную Республику в страну, где никто не посмеет взять взятку. Напомним, что в прошлом году китайские правоохранители разоблачили 26 нечистых на руку чиновников на уровне заместителей министра. Сейчас необходимо добиться того, чтобы брать взятки смертельно боялись и местные бонзы. После того как первая фаза антикоррупционной кампании будет завершена, в КНР будет усовершенствоваться законодательство, а затем в стране начнется борьба за исправление кадров в моральном плане. Впрочем, как полагают эксперты, в данном случае успех вовсе не гарантирован, поскольку аппарат будет бороться сам с собой.
Заседание комиссии КПК завершится сегодня, 14 декабря, а о значении данного мероприятия говорит тот факт, что в нем принимают участие все члены Постоянного бюро КПК. Си Цзиньпин подчеркнул, что после того, как правоохранители задержали высокопоставленных функционеров, борьбу с коррупцией необходимо сосредоточить на представителях местных органов власти, а инспекторы должны проявлять по отношению к взяточникам нулевую терпимость.
Напомним, что нынешний китайский лидер еще в 2012 году, как только заступил на должность главы государства, заявил – столь негативное явление, как коррупция, подрывает в итоге легитимность всей Коммунистической партии. Жертвами развернутой в стране антикоррупционной кампании пали не только партийно-государственные деятели, но и военные, а также сотрудники государственных компаний. Данная кампания затронула разные сектора экономики Поднебесной, повлияла на доходы, получаемые от игорного бизнеса в Макао, и отобразилась на ценах предметов роскоши в Гонконге – китайские богачи стали гораздо более осторожно тратить деньги, опасаясь привлечь к себе внимание правоохранительных органов.
Агентство Bloomberg обращает внимание, что среди "тигров", отправленных за решетку, оказался и Чжоу Юнкан, член Политбюро КПК, ранее возглавлявший службу внутренней безопасности. Приговор, вынесенный ему, весьма суровый – чиновник просидит в тюрьме до конца своих дней. За решетку были отправлены и два экс-зампредседателя Центрального военного совета, и помощник бывшего президента КНР.
Коррупция влияет на политическую стабильность в Китае и на экономическое положение страны – эксперт.
Александр Ларин, являющийся ведущим научным сотрудником Института Дальнего Востока РАН, объяснил журналистам издания "Новая газета", что коррупция в Китайской Народной Республике разъедает государственный аппарат. Она разъедает его не в такой степени, как в Российской Федерации, но все-таки оказывает негативное влияние и на политическую стабильность в стране, и на экономическое положение Поднебесной.
Особенно это негативное явление расцветает на фоне возникших проблем в экономике и попыток Пекина перевести экономику КНР на новую модель роста. В Китае борьба с коррупцией наталкивается на одну принципиальною проблему – для того, чтобы бороться с этим явлением, государственный и партийный аппарат должны сам ограничить собственные интересы, то есть действовать против самого себя, и данное противоречие является практически неразрешимым.
Например, если какой-то клан будет вести борьбу против других таких же кланов, то в данном случае можно рассчитывать на успех – параллельно с борьбой с коррупцией есть возможность устранить лидеров клана-соперника. Но в случае, когда коррупцией поражен весь аппарат, в том числе и твой собственный клан, то как действовать в такой ситуации – непонятно, и здесь борьба с этим негативным явлением попросту упирается в глухую стену.
Си Цзиньпину для того, чтобы очистить от коррупции возглавляемую им страну, сперва необходимо найти какой-то социальный слой, на который он смог бы опереться. Если китайский лидер сумеет найти такую опору, то можно рассчитывать на успех в борьбе, пускай даже на частичный. Но в настоящее время пока неясно, на кого он будет опираться, а если такой опоры в итоге так и не будет найдено, то дело не зайдет дальше громких призывов и публичного наказания определенного количества чиновников – корни коррупции так и останутся нетронутыми.
Отметим, что сами борцы с коррупцией в КНР уверяют, что преступники не смогут избежать наказания. В частности, по словам Фу Куя, возглавляющего отлов "экономических беглецов" за пределами Китайской Народной Республики, в страну, начиная с апреля прошлого года, уже удалось вернуть более 1 тысячи человек из 68 стран мира.
В основе оптимизма чиновника лежит то, что сейчас в Китае реализуется только первая фаза антикоррупционной кампании – на данном этапе основная задача состоит в запугивании потенциальных коррупционеров до такой степени, чтобы они даже подумать боялись о том, как обобрать соотечественников или положить глаз на принадлежащую государству собственность. После этого в стране начнется фаза внесения изменений в законодательство, что позволит поставить коррупции легальный заслон, а на заключительном этапе кампании чиновникам будут прививать этические принципы, которые должны исключить проявление у них поползновений коррупционного характера.