Борьба США против ядерной программы Ирана приняла новый оборот. Так теперь, согласно закону, подписанному в начале июля президентом США, в энергетический сектор Ирана можно «безнаказанно» инвестировать не более 20 млн. долларов. В отношении нарушителей будут вводиться штрафные санкции. Как результат – четыре нефтегазовых гиганта прекращают инвестиции в Иран.
Среди них :
- французская нефтегазовая компания Total (Основана в 1924 году, четвертая по объему добычи в мире. Численность персонала – 111000 человек);
- итальянская Eni (Основана в 1953 году .Компания добывает нефть и газ в Италии, Северной и Западной Африке, Северном море и Мексиканском заливе. Численность персонала — 71500 человек);
- норвежская Statoil (Создана в 1972 году .Контрольный пакет акций принадлежит норвежскому правительству. Крупнейшая компания в Норвегии и на севере Европы. Один из крупнейших поставщиков сырой нефти на мировом рынке, самый крупный поставщик природного газа на европейский рынок. Численность персонала — 26,5 тыс. человек );
- британо-голландская Royal Dutch Shell (Вторая по величине в мире, создана в 1907 году. Добывает нефть и газ в более чем 40 странах мира. Численность персонала — около 101 тыс. человек).
Как видно, финансовые потери от прекращения сотрудничества с Ираном лягут в основном на плечи Европы.
На иранском рынке осталась зарегистрированная в Швейцарии Naftiran Intertrade Co, которая по данным США полностью принадлежит Иранской национальной нефтяной компании.
Тегеран по-прежнему не намерен сворачивать ядерную программу, обосновывая свое решение ее абсолютно мирной направленностью. А госдепартамент США тем временем ведет крупномасштабную проверку на предмет участия американских компаний в нефтегазовой отрасли Ирана. Принятые меры, по убеждению американского руководства, в дальнейшем отобьют и у остальных компаний желание сотрудничать с Ираном. Таким образом, под страхом штрафных санкций в ядерную интригу оказались так или иначе вовлеченными десятки компаний.
Отметим, что раньше около трети используемого бензина Иран импортировал из-за рубежа. В настоящее время идет активная работа по наращиванию мощностей существующих нефтеперерабатывающих предприятий, а так же вводу в строй новых. Министр нефти Исламской Республики Масуд Мирказеми уже заявлял ранее, что Иран способен обеспечить себя бензином, а в течение последующих двух-трех лет намерен стать одним из самых крупных импортеров бензина в мире.
На российско-иранские отношения введенные санкции пока влияния не оказали, но Махмуд Ахмадинеджад недвухсмысленно дал понять, что будущее добрососедских отношений напрямую зависит от того, какую позицию по этому вопросу займет Россия.
Решение ядерного вопроса Иран нашел в активном сотрудничестве с Бразилией и Турцией, которые согласны обменять низкообогащенный иранский уран на топливо для ядерного реактора. Напомним, что на проходящем форуме Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, 24 сентября, Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран выполняет все правила МАГАТЭ, более того, даже в больших объемах.
Отметим также, что 6 сентября представители МАГАТЭ заявили о том, что объемы произведенного Ираном низкообогащенного урана повысились с 05.2010 г. примерно на 15 % - до 2,8т. Таким образом, руководство МАГАТЭ склонно считать, что Иран всё равно реализовывает свою ядерную программу, несмотря на международные санкции. Документ, распространенный организацией, гласит, что в МАГАТЭ обеспокоены деятельностью Исламской Республики, по некоторым даным, направленой на создание ядерного оружия.
В итоге Иран не только не изменяет свой ядерный курс, но и наращивает национальные производственные мощности в нефтепереработке, как говорится «не было бы счастья – да несчастье помогло». Не проиграет ли США от последствий своих радикальных решений? Возможно, до тех пор пока цена нефти относительно стабильна, это будет незаметно.
По мнению аналитиков кафедры анализа биржевых настроений еще рано говорить о глобальном росте цен на нефтепродукты, но в обозримом будущем затяжной флет по нефти способен вылиться в восходящий тренд, ближайшей целью которого будет цена 100 долларов США.
Тогда и выяснится, не оказали ли США «медвежью услугу» своей и европейской нефтяной отрасли.