Главный итог встречи президентов на российско-туркменском саммите состоит в том, что Россия и Туркмения поделили рынки сбыта газа. Россия получила «во владение» Европу, а Туркмения - Юго-Восточную Азию. Другими словами, «газовая ОПЕК» в виде распределения рынков сбыта газа уже действует. Итак, стороны определились - на европейский рынок будет поставляться российский «дорогой» газ, а на иранский и китайский - «дешевый» туркменский.
Все точки расставлены, и теперь ясно видно, что Россия – неотъемлемая сырьевая часть именно европейской экономики, а «противостояние по газу» между потребителями российских углеводородов и самой Россией – лишь «рабочие противоречия» внутри сложившегося европейского экономического пространства. У России в Европе определена четко закрепленная сырьевая специализация…
Но если реально смотреть на вещи, то:
1.Россия сырьевая страна, зависимая от Европейского Союза экономически (вспомните хотя бы решение европейского суда в Нидерландах о «взыскании» с российского предприятия «Роснефть» в пользу европейской дочки ЮКОСа YUKOS Capital миллиардов рублей (около 400 миллионов долларов США). И как в марте 2010 года из-за неисполнения этого решения вдруг появились судебные предписания, не позволяющие странам-членам ЕС проводить платежи в пользу «Роснефти»!!!)
2.Европейский Союз во внешней политике России на первом месте;
3.Такое положение в «обозримом будущем» не изменится;
4.Китай вводит Центральную Азию и Казахстан вплоть до Каспийского моря в сферу своих интересов, причем «всерьез и надолго».
Каспийский регион, богатство, за которое в ответе пять государств, природные ископаемые которого, должны находиться в правовом режиме, который уже существует и еще будет создаваться, подчеркнул Дмитрий Медведев.
Туркменистан располагает огромными запасами углеводородного сырья - природного газа /15-20 трлн. куб.м/, нефти /1,5 -2 млрд.т/, и по праву считается одним из самых важных экспортных стран. Но существует проблема транспортировки и геологоразведки данного региона, что существенно замедляют экономическое развитие страны, 70% валового дохода от которого приходится от продажи сырья.
Удержание европейского газового рынка за собой – вот важнейшая задача России. И ради ее решения Россия готова пожертвовать китайским газовым рынком и передать его Туркмении.
С такой точки зрения сразу становится понятным все перипетии с китайскими газовыми контрактами: и со строительством газопровода с Ковыктинского месторождения в Китае, и с отказом от китайских поставок с Сахалина, и со многими другими.
Газовая «дискриминация» Китая (а ведь Южная Корея и Японии российский газ получат в полном объеме контрактов) со стороны России есть ни что иное, как знак того, что Россия не будет сотрудничать в газовой сфере с Китаем без учета интересов Туркмении. Именно такая позиция России позволила Туркмении заключить контракт на поставку в Китай 30 миллиардов кубических метров углеводородного сырья в год, для чего будет построен газопровод из Туркмении в Поднебесную. Еще одним «китайским» достижением для Туркмении стало подписание соглашения о разделе продукции с китайской CNPC, в соответствии с которым газовики из Китая будут вести добычу на месторождении на западном берегу Амударьи, где, по туркменским оценкам, сосредоточены огромные запасы газа.
Размен «сферами интересов» позволил Туркмении полностью отказаться от планов самостоятельного экспорта газа в Европу. Более того, достигнуто соглашение о строительстве газопровода для экспорта части центральноазиатского газа в Россию и передачу этой системы «Газпрому». Заключив соглашения с Россией, Туркмения сразу же заморозила переговоры с Турцией и Ираном о строительстве альтернативных транспортных маршрутов экспорта.
Все, теперь альтернативы российскому газу для Европы нет, ибо без туркменского газа Nabucco уже не сможет составить конкуренцию «Южному потоку» в принципе.
Так что «газовая ОПЕК», о которой так упорно ходили слухи, де-факто создана.