Теракт, приведший к гибели высокопоставленных сирийских чиновников, среди которых глава Минобороны страны и родственник главы государства Башара Асада, произошел в день, когда Совет Безопасности ООН собирался рассмотреть очередной вариант резолюции по урегулированию конфликта в Сирии. После оглушительного взрыва, информационное эхо которого в мгновение ока пронеслось по всему миру, заседание Совбеза Организации Объединенных наций перенесли на сутки, чтобы сильные мира сего смогли провести дополнительные консультации.
Совпадение или нет, но в тот самый день, вечером, состоялся телефонный разговор президентов Российской Федерации и Соединенных штатов Америки Владимира Путина и Барака Обамы. Инициатором звонка был президент США. Подробные детали телефонного разговора глав двух крупнейших стран мира журналистам не сообщили, уточнив лишь то, что разговор был насыщенным и оба президента согласились с тем, что ситуация в Сирии имеет тенденцию к обострению.
Разговор глав РФ и США показал, что стороны имеют схожую позицию по урегулированию ситуации в целом, но имеют определенные расхождения в целях достижения урегулирования. Цель видна и она совпадает, но достичь ее Россия и США пытаются по-разному. Завершая беседу, Путин и Обама договорились поддерживать тесный диалог по данному вопросу.
Заседание Совета Безопасности ООН было перенесено в связи с обращением Кофи Аннана, специального посланника ЛАГ (Лига арабских государств) и ООН. Аннан предложил Совбезу ООН провести заседание по рассмотрению сирийской резолюции позже, чтобы предоставить лидерам государств дополнительное время на проведение консультаций со своими представителями. Заседание Совбеза ООН состоится 19-го июля, в четверг.
Вчерашний теракт, в результате которого был убит глава Минобороны Сирии, дал понять мировому сообществу, что мирного урегулирования ситуации в стране, вероятно, уже не будет, отмечают эксперты отдела Новости Азии и ближневосточного региона издания «Биржевой лидер». Сохранит ли Башар Асад власть или потеряет ее, но скорее всего, это произойдет путем дальнейшего кровопролития, будет ли это внутренний конфликт или иностранное вторжение. Напомним, что ранее Международный Комитет Красного Креста официально признал ситуацию в Сирии внутренним вооруженным конфликтом, что на языке «не дипломатии» означает – в стране происходит Гражданская война.
Нефтедобывающая Сирия стала яблоком раздора между Башаром Асадом и его оппонентами, жаждущими сбросить президента и его окружение с трона. Противники Асада активно поддерживаются многими западными странами и странами арабского мира. Как отмечают эксперты, так долго и эффективно противостоять Асаду оппозиционерам удается благодаря финансовой подпитке и тайным поставкам оружия из-за рубежа. Начать официальную боевую поддержку сирийской оппозиции, аналогично прошлогодним событиям в Ливии, западные страны не могут, поскольку жесткие резолюции, предлагаемые к принятию в Совбезе ООН, разбиваются о вето Китая и России, отмечают аналитики «Форекс-Тренд».
В настоящий момент к рассмотрению в СБ ООН предложено два проекта резолюции. Один проект называется «западным», другой – «российским». Западный вариант более жесткий и, фактически, является ультиматумом Асаду. В случае принятия данного варианта резолюции, сирийской власти отводится десять суток на прекращение огня из тяжелого вооружения. Если огонь не будет прекращен, будут приняты жесткие экономические и дипломатические санкции, допускающие применение силы. Такой вариант резолюции активно поддерживается США, Великобританией, Германией и Францией.
Российский вариант предполагает работу в Сирии международных наблюдателей и дипломатический сценарий урегулирования конфликта – за столом переговоров. Россия и Китай блокируют западный вариант резолюции по Сирии, считая его односторонне направленным – связывающим руки Башару Асаду, но предоставляющим свободу действия вооруженной оппозиции. При этом на многие вооруженные группы реального влияния не имеет никто, что наглядно показал ливийский сценарий, очень схожий с нынешней ситуацией в Сирии. В Москве дают понять, что не держатся за Асада, но вопрос установления мира и спокойствия в Сирии и ближневосточном регионе не решится автоматически с его уходом из власти.