Сразу же после распада СССР был поднят вопрос возможного конфликта между бывшими его республиками из-за использования водных ресурсов. В данный момент Туркмения и Узбекистан занимают первые места в мире по использованию воды на душу населения, но речь идет не только о питьевой воде, а и о воде, используемой в целях ирригации. Таджикистан и Киргизия не имеют таких показателей, но в пересчете объема используемой воды на душу населения, все равно опережают такие страны как США и Австралия.
Насильное превращение стран Ближнего Востока в агропромышленный центр Советского Союза в значительной мере усугубило и без того непростую ситуацию с обеспечением населения пресной водой. В результате влияния на экосистему с целью увеличения урожайности, водные ресурсы были настолько истощены, что Аральское море исчезло с поверхности земли, превратившись в пустыню. В то же время, большинство пресных водоемов в значительной мере повысили свою минерализацию.
Споры между государствами начались еще с 70-ых годов прошлого века, когда было принято решение о постройке на Вахш Рогунской ГЭС. Строительство гидроэнергетического объекта продолжалось до 1993 года, когда в результате обретения Таджикистаном независимости было приостановлено финансирование, и началась гражданская война. Возобновление работ было произведено лишь в 2004 году, когда экономика страны начала восстанавливаться.
Узбекистан считает постройку Рогунской ГЕС, а так же разработку планов по дальнейшей постройке нескольких каскадов электростанция на азиатских реках одной из серьезнейших угроз для своей экономики и суверенитета. Для установления истины властями страны были приглашены американские эксперты, которые должны были установить уровень убытков, которые принесет Ташкенту гидроэнергетический объект.
Результаты были неутешительными. По результатам исследований оказалось, что Узбекистан из-за нехватки воды будет ежегодно терять 600 миллионов долларов прибыли. Резко сократится продуктивность агропромышленного комплекса. В результате указанных мероприятий ВВП страны будет ежегодно сокращаться на 2 процента. Кроме этого, наличие на реке плотин повлечет за собой катастрофические изменения уровня воды зимой и летом, что в свою очередь станет причиной регулярных засух и наводнений. Огромные территории Узбекистана попадают под угрозу превратиться в пустыню.
Недавно аналитики отдела новостей Ближнего Востока журнала Биржевой Лидер, сообщали о высказывании президента Узбекистана Ислама Каримова, вызванного действиями властей Киргизии а так же президента российской Федерации Владимира Путина, которые во время официальной встречи в Бишкеке достигли договоренности по поводу строительства и начала эксплуатации в регионе нескольких каскадов ГЕС, в частности Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, запуск которых запланирован на 2021 год.
Каримов тогда в достаточно резкой форме выразился по поводу того, что для эффективного действия договора и выполнения определенных работ в регионе необходимо одобрение всех стран, пользующихся водой и находящихся в бассейне указанных рек. В противном же случае, ситуация может обрести довольно негативный оборот и дипломатическое напряжение перерастет в вооруженный конфликт.
Исходя из того, что в данной ситуации предметом раздора между странами является вода, исключительно важная не только для употребления населением, а и как энергоресурс и поддержка экономики, важность вопроса сложно переоценить.
В ответ на выпад главы Узбекистана, президент Киргизии Алмаз Атамбаев заявил, что вопрос о вооруженном противостоянии рассматриваться не должен, так как между их соседними народами существует многовековая связь. Он предложил решать вопрос другими, цивилизованными методами.
Президент РФ Владимир Путин, выступил с предложением для Узбекистана по участию в строительстве гидроэнергетических объектов. Официальных ответов от Ташкента пока не получено.