На 4 ноября в южно-восточной части Москвы намечено проведение уже традиционного для Дня народного единства России “Русского марша“. По имеющимся прогнозам, около 30 тысяч русских националистов выйдут под лозунгом “Мы должны сохранить нашу русскую землю для нашего будущего и будущего наших русских людей". Следует отметить, что в текущем году акция защитников титульной нации, по информации СМИ, прошла согласование с властями за месяц до самого события. В таких действиях нельзя не увидеть продолжение кампании против трудовых мигрантов из Средней Азии. Почему в России не хотят видеть наемников из Средней Азии. Чем могут обернуться такие проявления национализма, разбирались аналитики раздела “Новости мира“ журнала для инвесторов “Биржевой лидер“.
Россия не нуждается в “нахлебниках“
Разговоры на тему засилья в России трудовых мигрантов, приехавших из Средней Азии, не без оснований можно считать ровесницей “самой крупной геополитической катастрофы ХХ века“. Эти доктринальные документы, касающиеся вывода бывших союзных республик из-под влияния России, составил покойный экономист Егор Гайдар. Как известно, он был приверженцем достаточно радикальной позиции, суть которой была в том, что России не нужны такие "нахлебники", поэтому от них лучше загородиться и вовсе не вспоминать о факте их существования во всех внутреннее ориентированных документах России. И все же самый крупный трудовой рынок бывшего СССР так и не смог полностью отгородиться от соседей. Спустя десять лет после распада Союза экономическая политика многих стран фактически потерпела поражение, что стало причиной нового феномена - трудовых мигрантов из Средней Азии. Каким же образом может отобразиться на Казахстане гипотетическая "обратная волна", результат пропагандистских попыток московских политиков, который направлены именно против гастарбайтеров из Средней Азии.
Гости – работники
В течение последних лет в России сформировалось устойчивое мнение, суть которого в том, что процент трудовых мигрантов из стран Средней Азии постоянно увеличивается. Многие эксперты утверждают, что число гастрбайтеров из этих стран составляет от 10 до 15 миллионов человек и далее увеличивается. Это угрожает не только рынку неквалифицированной рабочей силы, но вызывает чуть ли не коллапс Российской Федерации.
Как утверждают в Федеральной миграционной службе России, в декабре прошлого года в РФ находилось около 10 миллионов иностранцев. Из них около миллиона составляли туристы, а остальные проживают в России более месяца, а три миллиона – больше года. Таким образом, можно предположить, что емкость на рынке гастарбайтеров на самом деле составляет около 9 миллионов человек. Правда, из этой цифры необходимо вычесть количество студентов и квалифицированной рабочей силы, то есть людей, которые существенно не зависят от политической конъюнктуры и умеют защищать свои трудовые права. При этом следует отметить, что цифра в 9 миллионов включает в себя вообще всех иностранных граждан. Статистика ФМС утверждает, что в России проживает: граждан Узбекистана – около 2,3 миллиона человек, Таджикистана – 1,1 миллиона, Казахстана – 553 тысячи, Киргизии – 544 тысячи.
Можно сказать, что в этой статистике нет ничего неожиданного: Узбекистан и Таджикистан всегда оставались лидерами по миграционным потокам в РФ, и, например, в Москве они даже создали этнические группы, которые успешно работают на базарах российской столицы.
Как трудовые мигранты влияют на экономику России
В плане гастарбайтеров, в России есть две точки зрения, которые похожи между собой. Суть первой из них в том, что они способны улучшить экономическую ситуацию в России, делая дешевле рабочую силу и подстегивая конкурентную борьбу. Суть второй точки зрения - более критическая, оценивающая потенциал нелегальных работников, но в целом также не "разбивает" теорию относительно их вклада в экономику страны. При этом необходимо подчеркнуть, что в принципе эти две социально-экономические теории скорее дополнение к самому важному. С таким колоссальным трудовым рынком, Российская Федерация чуть ли не единая страна в мире, которая способна "растворить в себе" 1,5 миллиона белорусских рабочих, не заметить 1,4 миллиона граждан Украины и еще "немного" повозмущаться засильем "черных" рабочих из Средней Азии численностью почти в пять миллионов человек.