Китайская философия учит уметь ждать и пользоваться малейшей слабостью врага. Кризис в России и стремительное падение мировых цен на нефть позволяет Пекину активизировать свои экспансионистские планы в Центральной Азии, пишет Foreign Policy.
По молодым странам Центральной Азии со слабыми экономиками пришелся двойной удар. Российский кризис и обесценивание рубля больно ударили по отраслям центральноазиатских государств, ориентированных на северного соседа, а подешевевшая нефть вынудила латать бюджетные дыры. Так, Казахстан вынужден урезать 15 процентов своего бюджета, который был сверстан под нефть ценой 80 долларов за баррель. И все равно результаты плачевны для Астаны: с начала года промпроизводство сократилось на 0,3 процента (худший результат за последние 17 лет), а агентство Standard&Poor’s понизило суверенные рейтинги крупнейшей экономики региона, - объясняют в аналитическом отделе брокера Forex Trend / Форекс Тренд.
Сильно пострадали от российского кризиса Таджикистан и Кыргызстан, значительную долю доходов которых составляют денежные переводы гастарбайтеров из Российской Федерации: для Душанбе эти перечисления составляют половину ВВП, для Бишкека – треть.
Пекин получил великолепную возможность усилить свои позиции в Центральной Азии, за которые он уже два десятилетия борется с Москвой. Китай может еще больше привязать к себе страны этого региона благодаря крупным инвестициям в создание нового Великого шелкового пути, увеличению импорта газа из Туркменистана и другим многомиллиардным проектам.
И Пекин уже приступил к действиям. В декабре 2014 года были подписаны торгово-экономические соглашения с Казахстаном на общую сумму 14 млрд. рублей. Импорт туркменского газа вырастет с нынешних 35 млн. кубометров до 65 млрд. в 2020 году и т.д.
Приманкой для вступления центральноазиатских государств в ЕАЭС был их расчет на солидные бонусы от России. Но сейчас эти ожидания не оправдываются, и Китай может воспользоваться ситуацией.