В результате визита президента России Владимира Путина в Японию с целью переговоров с премьер-министром Страны восходящего солнца Синдзо Абэ (встреча прошла с 15 по 16 декабря) были подписаны, как сообщает «Радио Свобода», договоренности весьма абстрактного характера, касающиеся «особого режима сотрудничества» по вопросу Южных Курил. Такой же неопределенный характер носили и 60 подписанных сторонами соглашений о деловом партнерстве.
Несмотря на то, что Путину был оказан очень теплый прием (хоть пунктуальных японцев удивило его опоздание на встречу, их едва удалось убедить, что это не оскорбление со стороны российской стороны, а «особенность русской культуры», где время не соблюдается), с его стороны «приятных сюрпризов» для Токио не последовало. К разочарованию некоторых членов правительства Японии и… большинства населения страны.
Визит, который оставил японцев в недоумении.
Аналитики отдела «Новости Мира» журнала «Биржевой Лидер» информируют, что визит президента РФ в Японию завершился пресс-конференцией в Токио, на которой он и глава японского правительства в совместном заявлении отметили, что много часов посвятили обсуждению вопроса о возможности заключения мирного договора между странами. При этом Путин пожелал Японии перестать «играть в исторический пинг-понг» со спорными островами.
Вместе с тем, и он, и Синдзо Абэ признали, что решить территориальный спор в ближайшее время вряд ли удастся. Интересно, что в Москве сам факт подобного спора отрицается. Японский премьер заявил, что Токио свои позиции по Курильским островам не меняет и не собирается этого делать. А достигнутые соглашения по будущей совместной хозяйственной деятельности России и Японии на островах Шикотане, Итурупе, Кунашире и Хабомаи, по словам Абэ, не противоречат позициям Токио по территориальной принадлежности островов.
Со своей стороны Владимир Путин выступил с инициативой отмены виз для жителей Сахалинской области и японского острова Хоккайдо для приграничных поездок. В том числе, чтобы ранее проживавшие на Курилах граждане Японии смогли навещать места захоронений своих предков.
Аналитик Василий Головин, рассказывая в интервью «Радио Свобода» о первом за 11 лет визите Путина в Японию, отмечает, что итоги переговоров не привели, по сути, к позитивным сдвигам, каждая из сторон осталась при своих позициях. Более того, согласно словам генерального секретаря правящей в Японии Либерально-демократической партии Тошихиро Никаи, большинство японцев разочарованы итогами встречи.
Тем не менее, приложивший огромные усилия для возможности проведения такой встречи японский премьер-министр отмечает, что «хотя бы один шаг вперед» был сделан, в частности, финансового и технологического сотрудничества.
Почему Путина не принял император?
Огромные усилия пришлось предпринимать на фоне изменившихся политических реалий со времени, когда данный визит планировался. Ведь мировая элита, в том числе администрация уходящего президента США Барака Обамы, настаивала на отмене встречи или, в крайнем случае, ее не официальном характере, без приглашения Путина в Токио.
Общение все же прошло в столице Японии (Абэ заявил Обаме, что его страна надеется наконец-то закрыть все вопросы по спорным территориям и «подвести черту под Второй мировой войной»), но, учитывая настроение мирового сообщества, переговоры были максимально сокращены. Не было и приема у императора, что является особенностью для подобного рода официальных визитов в Японии.
Собственно говоря, Абэ нашел компромисс между «рекомендациями» европейцев и американцев и желанием решить самые актуальные вопросы с Россией. Ведь визит Путина начался с его прибытия в небольшой городок Нагато, родину премьер-министра, о котором даже не все японцы знают. Кроме того, вместо официального весьма церемониального почетного караула, обычно встречающего прибытие гостей самого высокого ранга, Василий Головин говорит о «подобие почетного караула», да и то, «спрятанного» от американских спутников слежения.
Хикиваке: ничья, которой не быть?
На вопрос, с чем были связаны надежды японцев на перемены, которые должен был принести визит Путина в их страну, аналитик ответил, что в свое время, еще до конфликта в Украине и последовавшими за этим санкциями, президент РФ по вопросу Курил сказал сакраментальную фразу: «Давайте добьемся по территориальному вопросу хикиваке!». В словаре дзюдоистов «хикиваке» означает «ничья».
На японцев тогда это произвело огромное впечатление. Некоторые полагали, что Курилы поделят пополам, кто-то считал, что РФ согласно обещаниям Хрущева и Декларации о восстановлении дипотношений передаст, подарит Токио (а не вернет) «в знак доброй воли» острова Шикотан и Хабомаи. В документах эти пункты прописаны черным по белому, но так до сих пор и не выполнены.
Второй фактор, подпитывающий надежды японцев на сдвиги по проблеме спорных островов – Москва попала под санкции, оказавшись в полуизоляции, да еще цены на нефть упали (на то время, когда планировался визит), что привело к серьезному экономическому кризису в России. Советники Синдзо Абэ говорили, что это благоприятный момент для того, чтобы Кремль мог пойти на уступки по Курилам взамен на экономическую помощь Токио.
Третий момент: сам Абэ полагал, что в связи с президентскими выборами в США для переговоров по Курильским островам открываются новые возможности.
Как бы там ни было, но по итогам прошедшей встречи, согласно заявлению японского премьер-министра, был подписан договор об «особом режиме сотрудничества» по спорным курильским территориям. Именно этот «режим» Абэ причисляет к сделанным «вперед шагам» Москвы и Токио по совместному экономическому сотрудничеству на Курильских островах. В частности, рыболовству, разведению рыбы, туризму, где можно было бы добиться совместной деятельности «без бумажек с печатями», что является косвенным подтверждением (с учетом необходимости получения российской визы) того, что острова принадлежат России, чего Япония не приемлет.