Египетские генералы поддержали народное восстание и свергли Мухаммеда Мурси и «Братьев-мусульман» не только или даже не столько из солидарности с народом, а исходя из своих корыстных соображений.
Как отмечает издание DW, военные пошли на переворот, так как «Братья-мусульмане» и их представитель Мухаммед Мурси мешали генералам делать деньги.
Египетская армия имеет финансовые интересы во многих ключевых экономических отраслях – от строительства до сферы туризма, поэтому нападки со стороны новой власти, движение к исламизации страны, что отпугивает многих инвесторов и приводит к оттоку туристов, генералам очень не нравились. Не зря военные долгое время не отдавали полноту власти избранному народом Мухаммеду Мурси, и создавали препятствия на пути признания выборов в парламент, на которых безоговорочную победу одержали исламисты.
От любви до ненависти - один шаг. Египтяне, ликовавшие после свержения Хосни Мубарака, быстро разочаровались в бывшей оппозиции, пришедшей к власти. Дела при «Братьях-мусульманах» пошли хуже, чем было при Мубараке, и страну начали сотрясать многотысячные митинги и акции протеста, нередко выливавшиеся в противостояние с полицией и уличные беспорядки.
Слишком долго Египет жил, как светское государство, чтобы проникнуться законами шариата. Египтяне, безусловно, - истинные мусульмане и очень религиозны, но все равно, в своем большинстве придерживаются позиции «религия отдельно, государство отдельно».
Военные – союзники, пока есть такая необходимость
Нельзя сказать, что военные и народ в Египте едины. Установления военной диктатуры египтяне не хотят столь же сильно, как и протестовали против Мурси. Но в сложившейся ситуации только военные могли быть союзником народа, а народ, митингующий против власти, стал своеобразным гарантом для генералов-мятежников в законности их действий, мол, люди хотели отставки Мурси, мы ее добились.
Кроме того, египтяне показали за последние годы, что если им что-то не понравится, молчать они не станут – горячие протесты обеспечены, и ни танками, ни газом, ни водой их не остановить. В таких условиях военные понимают, что лучше «протолкнуть» во власть лояльных к себе политиков, нежели устанавливать военную диктатуру.
Генералы и сами давно уже интегрировались в экономическое пространство Египта. Строительство дорог, недвижимости, туристический бизнес … в каких только отраслях экономики нет их интереса. Конечно же, в условиях, когда политика власти сильно бьет по экономике, это бьет и по карманам генералов.
Четверть экономики входит в сферу интересов военных
Военные имеют интересы в четверти всей египетской экономики. Все самое «вкусное» находится под полным или частичным контролем военных. А это - миллиарды долларов. Так легко от таких денег не отказываются.
При Мубараке жизнь в Египте была понятной. Этот человек правил страной тридцать лет, поэтому порядки, хорошие или плохие, давно устоялись. Жизнь была понятной и предсказуемой. И что важно – экономика показывала рост. Туристическая отрасль росла, словно на дрожжах, отношения с Израилем потеплели, с Евросоюзом было заключено Соглашение об ассоциации, и установлена зона свободной торговли.
Хосни Мубарак был объявлен диктатором и свергнут во время «арабской весны» 2011 года. Тогда же армия и народ услышали друг друга. Увидев численность акций протеста, генералы не стали оказывать Мубараку поддержку и применять к демонстрантам силу. Вместе с тем, армия не поддерживала и исламистов, не желая превращения Египта из светского государства в шариатскую страну.
Как отмечают эксперты отдела "Новости Ближнего Востока" издания «Биржевой лидер», Египет располагает определенными ресурсами, в том числе, нефтью и газом, но не в таких количествах, чтобы влиять на ситуацию в регионе (в экономическом плане). Но у Египта важное геополитическое значение. Это самое населенное государство региона. Находится посередине между Североафриканскими и ближневосточными странами и контролирует Суэцкий канал.
Напомним, что 3 июля Мухаммед Мурси и верхушка «Братьев-мусульман» были арестованы. Военные хотят переписать Конституцию и уже по ней избрать новый парламент и нового президента.
Автор: Арамис День