В наше время проблему правового положения женщин в мусульманском мире следует рассматривать как одну из составных частей проблемы правового положения женщины в целом. Сложность решения вышеупомянутой проблемы определяется целым рядом причин. Одной из основных является своеобразная природа традиционного мусульманского права как свода установленных религиозных правил поведения в мусульманском обществе.
На протяжении нескольких веков в развитии государств, которые проповедуют ислам, именно традиционные религиозные правила поведения, а не какие-либо светские законы определяли все общественное устройство мусульман. В ряде стран подобная тенденция сохраняется в большей степени и сегодня, хотя все чаще в СМИ и соцсетях "Вконтакте", Facebook, "Одноклассники.ру" появляется информация о повышении роли женщины в мусульманском мире. Насколько это возможно, изучали аналитики раздела "Новости мира" интернет - журнала "Биржевой Лидер".
Саудовским женщинам позволили войти в Консультативный совет
О повышении роли права в мусульманских государствах в сравнении с предписаниями ислама, свидетельствует и тот факт, что Абдалла бин Абдель Азиз, который является королем Саудовской Аравии, в прошлую пятницу свои указом назначил 150 членов Меджлис аш-Шура – нового Консультативного совета. И впервые в истории этой арабской монархии в их число попало сразу 30 женщин.
Как отмечают информагентства, указ ныне правящего короля о реорганизации состава всего Консультативного совета с включением в его ряды 20% женщин был издан после длительных "консультаций с многочисленными мусульманскими учеными-богословами".
Данный документ также определяет важные правила для участия женщин в деятельности вышеупомянутого государственного органа. В соответствии с действующим шариатом для женщин выделят отдельную от мужчин часть зала для проведения заседаний. К тому же, для женщин и для мужчин были предусмотрены отдельные выход и вход в зал заседаний.
Меджлис аш-Шура является совещательным органом в системе управления Королевством Саудовская Аравия, принимающий разного рода рекомендации для органов действующей власти, но которые не являются обязательными для выполнения. Его членов назначает сам король раз на четыре года.
По мнению большинства политических наблюдателей, проводимая реорганизация Консультативного совета в Саудовской Аравии – это уже большая победа женских организаций, которые ведут постоянную борьбу за расширение прав женщины в современном саудовском обществе, и которое, как известно, традиционно отличается своим крайним консерватизмом.
Мусульманские женщины получают все большее признание
Несмотря на расхожее заблуждение, женщины- мусульманки на протяжении всей истории нередко возглавляли могучие исламские государства. Уже в наше время женщин избирали и продолжают избирать на премьерские и президентские посты в разных странах, исповедующих ислам. Можно назвать несколько наиболее ярких примеров.
Мегавати Сукарнопутри - первая женщина-президент республики Индонезия, которая занимала данный пост с июля 2001 года по октябрь 2004. Она - дочь Ахмеда Сукарно – также первого президента страны.
Беназир Бхутто дважды побывала на посту премьер-министра Пакистана. Она считается первой в новейшей истории женщиной, которая стала главой правительства в государстве с преимущественно мусульманским населением.
Исату Ньие-Саиди - вице-президент республики Гамбия и госсекретарь по вопросам здравоохранения, соцобеспечения и по делам женщин. Данную должность получила в марте 1997 года и занимает ее поныне.
Массуме Эбтекар - бывший вице-президент государства Иран. Она была одним из главных основателей Исламского Иранского фронта участия - известной реформистской партии.
Ро́за Отунба́ева — киргизский дипломат и политик, лидер парламентской фракции Социал-демократической партии Киргизии. Была главой Временного правительства своей страны и Президентом Переходного периода.
Шейх Хасина Вазед— действующий премьер-министр Бангладеш. Возглавляет партию «Лига Авами».