От того, с каким успехом Турция осуществит серию мирных переговоров, зависит перспектива не только государства, но и всего региона.
Турция оказалась на перекрестке дорог после того, как попытка правящей Партии справедливости и развития (ПСР) сохранить парламентское большинство на недавних выборах провалилась. Создание новых властей Турции будет иметь решающее значение не только для демократической перспективы государства; оно может также отыгрывать существенную роль в серии мирных переговорных процессов, жизненно важных для возобновления стабильности на Ближнем Востоке. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Основным моментом для Турции считаются непрекращающиеся мирные переговоры с курдским населением государства. По сути, это процесс пересмотра положения об основанном в 1923 году светском и унитарном государстве. Согласно данному положению, каждый житель Турции, который не был четко определен как член официально признанного меньшинства, являлся турком.
Но все стало продвигаться не так, как рассчитывал Ататюрк. Курды сплотились, а подавление курдской культуры и языка понесло за собой массовые выступления, которые сформировала Курдская рабочая партия (КРП). Эти выступления стоили государству свыше 30 тысяч жизней.
Ключевая заслуга Реджепа Тайипа Эрдогана заключается в том, что он принял решение начать открытые мирные переговоры с КРП в 2013 году. При помощи этого удалось добиться прогресса, который еще несколько лет назад казался бы нереальным, но над установлением прочного мира еще потребуется поработать.
Абсолютное урегулирование курдского вопроса в Турции – залог к обеспечению стабильности государства, а в перспективе – к рассмотрению предложения о присоединении Турции к Евросоюзу. В обратном случае могут произойти сценарии распада государства наподобие Ливана.
То, что Курдская Народно-демократическая партия (КНДП) смогла получить 13 процентов голосов на последних выборах, обязано увеличить доверие курдов к правительству и облегчить проведение переговоров. Но крайне правая Националистическая партия движения (НПД) также успешно выступала на выборах, получив 16 процентов голосов, в существенной мере благодаря заявлениям, что были направлены против курдов.
Основной задачей новых властей Турции, кто бы в них не вошел, обязано стать успешное окончание начатых Эрдоганом переговоров. От их успеха зависит и то, как будут помнить сегодняшнего главу государства.
Также имеют важность и другие переговоры – по поводу Кипра, который делился со времен провала конституционных переговоров в 1963 году и вторжения Турции в 1974. И действительно, странно, что столица государства-члена Европейского Союза разделена мертвой зоной, которую десятками лет патрулируют миротворцы ООН.
Расколотость Кипра создает блокаду как в переговорах о вступлении Турции в Европейский Союз, так и в вопросах повышения сотрудничества между Европейским Союзом и НАТО. Но теперь, при главе Никосе Aнастасиадисе и новоизбранном лидере Северного Кипра Мустафе Акыджи, появилась настоящая возможность снова объединить остров.
Но урегулирование данного вопроса невозможно без поддержки правительства Турции, и позиция новых властей способна стать решающей. Турции выгодно поддерживать Кипр, но она способна и упустить эту уникальную возможность, как уже происходило раньше.
Как написал в своей статье Карл Бильдт, дипломат, бывший министр иностранных дел Швеции, третий блок мирных переговоров посвящается отношениям Турции с Арменией, в случае повышения которых способны быть сформированы условия для мирного урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном. Подписание соглашения между Турцией и Арменией в Цюрихе в октябре 2009 года было дальновидным действием, но региональные силы заблокировали достигнутый прогресс, и вмешательство Российской Федерации отыграло решающую роль.
Поддержка замороженного конфликта с Арменией ‑ не в долгосрочных интересах Турецкого государства либо любой другой страны в регионе. Продолжающиеся блокады и военные противостояния способны в какой-то момент спровоцировать мятеж на Южном Кавказе с очень отрицательными последствиями для Турции. Следующие власти обязаны восстановить подход, который был принят в Цюрихе ‑ и власти Армении обязаны сделать аналогичные шаги.
Четвертыми и самыми срочными мирными переговорами считаются переговоры с Сирией. Турция занимает принципиальную и жесткую позицию в отношении режима главы Башара аль-Асада и приняла более миллиона переселенцев из этого государства. Однако не следует недооценивать опасности, которые заложило в себя продолжение конфликта.
Все ключевые участники региона проявляют интерес в сохранении сирийского государства при условии свержения Асада. Полно крушение Сирии, скорее всего, спровоцирует катастрофические последствия, и Турция будет среди самых пострадавших государств. Поэтому новому правительству следует быть готовым участвовать в конструктивном диалоге вместе с Соединенными Штатами Америки и Ираном.