Как прогнозировали некоторые эксперты ранее, между Москвой и ее военными партнерами возникли разногласия. Тегеран намерен сохранить в своих руках контроль над сирийской территорией, что не устраивает других участников противостояния, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Постепенно растет напряженность внутри сирийского альянса России, Турции и Ирана. В Тегеране отказом ответили на призыв российского руководства о выводе всего иностранного контингента с территории Арабской Республики. Иранцы напомнили, что на сирийской территории контингент находится по официальному приглашению Дамаска. Представители экспертной среды воспринимают обмен подобными заявлениями как свидетельство возможного торга между Москвой и Вашингтоном по сирийскому вопросу. Давление на Иран может быть одним из требований США к России.
Официальный представитель МИДа Исламской Республики Бахрам Касеми заявил, что никто не может заставить Иран делать что-либо. Дипломат уточнил, что иранские силы присутствуют в охваченной конфликтом Сирии по приглашению правительства, которое обратилось к Тегерану с просьбой о помощи «в борьбе против терроризма и защите территориальной целостности». Министр добавил, что участие иранской стороны в сирийском конфликте будет длиться настолько долго, «насколько сирийское правительство будет нуждаться в помощи Ирана».
Примечательно, что Тегеран не признавал участие своих регулярных формирований в боевых действиях на сирийской территории. Иранские власти утверждают, что в Арабской Республике находятся только советники из Ирана. На прошлой неделе состоялись переговоры между российским президентом Путиным и его сирийским коллегой Башаром Асадом.
По результатам переговоров хозяин Кремля заявил, что иностранные вооруженные силы будут выводиться с территории Сирийской Арабской Республики. Глава российского государства при этом уточнил, что стороны исходят из того, что в связи со значительными успехами и победами сирийской армии в борьбе с терроризмом начался другой процесс. Также значение имеет старт политического процесса в его более активной фазе.
Разъясняя слова президента о выводе войск, специальный представитель Путина по Сирии Александр Лаврентьев выразил уверенность в том, что «все должно делаться в комплексе». Он подчеркнул, что призыв Москвы обращен ко всем зарубежным участникам конфликта, включая американцев, турок, иранцев и «Хезболлу». Спецпредставитель при этом отметил, что российский контингент глава государства не имел в виду.
Гаранты перемирия могут перессориться между собой.
В экспертной среде обмен такими резкими заявлениями между Москвой и Тегераном называют свидетельством роста напряженности в отношениях России, Турции и Ирана. Примечательно, что именно эти страны выступают гарантами сирийского перемирия, согласованного на переговорах в Астане. Эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов напоминает, что подобные моменты раньше всплывали в ходе переговорного процесса, но из-за общих целей стороны всячески пытались их сгладить.
На сегодняшний день официальный Дамаск фактически контролирует всю сирийскую территорию, не размежеванную зонами деэскалации. В такой ситуации возникает вопрос о постконфликтном управлении территориями страны и достижении компромиссов с внешними сторонами, контролирующими остальные зоны. В диалоге с Западом одним из ключевых является вопрос иранского присутствия.
По мнению эксперта, вполне возможно, что российские представители ведут переговоры с американцами, добиваясь от Вашингтона снижения присутствия в Сирии и решения проблемы курдского протектората. Такой результат возможен, но вероятно, в обмен на снижение иранского присутствия на сирийской территории. Мардасов предполагает, что Москва может вести торг по этому вопросу не только с американцами, но и со странами Персидского залива.
Полагает аналитик, что на некий компромисс между Россией и Западом по поводу иранских подразделений раньше указывали договоренности, заключенные в Иордании и связанные с югом Сирии. Судя по всему, Россия должна была влиять на Иран, но этого не произошло. Заявления российских властей, вероятно, направлены на достижение политических целей на фоне переговоров с внешними сторонами. Скорее всего, ведутся переговоры, обещающие какой-то результат при достижении политического решения.
От России в создавшейся ситуации могут ждать не только давления на Иран, но и привлечения к переговорам сирийской оппозиции. Вместе с тем, бессмысленно, по мнению эксперта, требовать от Ирана полного вывода сил из Сирии. В любом случае Тегеран будет представлен на сирийской территории через огромное множество различных спонсируемых иранским руководством местных группировок. Поэтому возможно только снижение иранского присутствия, но войска Тегерана никуда из Сирии не уйдут.
Обращает внимание аналитик на то, что у России есть инструменты для давления на Иран. Одним из таких инструментов, эффективность которого не вызывает сомнения, является Израиль. Учитывая специфику создавшейся ситуации, удары еврейского государства по иранским позициям на сирийской территории выгодны Москве. В то же время, регулярно американское руководство призывает к давлению на Иран, Вашингтон обращается с призывами в том числе к России.