В последнее время в Европе приходит понимание того, насколько критичной может оказаться энергетическая зависимость государств Евросоюза от российских энергоносителей. Чиновники заняты поиском альтернативных источников поставки природного газа в условиях, когда на РФ наложены санкции по многим направлениям, к тому же, не исключено, что уже в скором времени на европейский рынок выйдет Иран, обладающий вторыми в мире после России запасами голубого топлива.
Тегеран предлагает европейцам «надежный источник природного газа».
О желании Ирана начать поставки собственного газа в Европу через Австрию заявил накануне Президент Исламской Республики Хасан Роухани в ходе переговоров со своим австрийским коллегой Хайнцем Фишером в кулуарах 69-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Как сообщает австрийское информационное агентство АРА, Роухани заявил, что в свете предполагаемого российско-украинского газового конфликта, который может стать причиной перебоев с поставкой российского газа в ЕС, Иран предлагает Европе «надежный источник газа», обладающий большим потенциалом.
В этой связи информагентство Reuters отмечает, что в Европейском Союзе всерьез рассматривают вопрос о поставках газа из Ирана. «Иран входит в число наших главных приоритетов как одна из среднесрочных мер, которые помогут снизить зависимость от поставок российского газа. Иранский газ может легко поступать в Европу, и в данный момент наметилось явное политическое сближение между Тегераном и Западом», - заявил агентству источник в Еврокомиссии, участвующий в разработке энергетической политики ЕС.
Впрочем, для того чтобы такие планы стали реальностью, и Иран смог поставлять голубое топливо в Европу, необходимо решить две основные задачи - политическую и техническую. Прежде всего, необходимо помнить, что санкции с Исламской республики еще не сняты, и, как полагают дипломаты, окончательное решение вопроса о ядерной программе Ирана вряд ли возможно к крайнему сроку 24 ноября. Во-вторых, не существует достаточно развитой газопроводной инфраструктуры. Европа могла бы приобретать иранский газ через Турцию, однако пропускная способность уже существующего газопровода Тебриз-Анкара не позволяет прокачивать большие объемы топлива. Тем не менее, по оценкам энергетических экспертов, в случае снятия санкций в ближайшее время и инвестирования достаточных средств в создание современного магистрального газопровода, Иран мог бы уже к началу 2020-х годов отправлять в Европу от 10 до 20 миллиардов кубометров газа в год.
На российском газе в еврозоне можно «поставить крест» - сотрудник «Газпрома».
Как сообщил иранской прессе заместитель министра нефти Ирана Али Маджед, в последнее время Иран посетили две делегации из европейских государств, которые провели переговоры об участии этой исламской республики в проекте по строительству магистрального газопровода «Набукко». В Министерстве нефти Ирана в этой связи отметили, что лучшим из представленных проектировщиками маршрутов там считают турецкий, который через Турцию проходит через Болгарию, Румынию, Венгрию, Австрию и далее в европейском направлении, так как он более выгоден, чем строительство газопровода через Сирию, Ирак, Кавказ или Черное море.
Примечательно, что опасность выхода Ирана на европейский рынок природного газа, признают и в самом «Газпроме». Об этом, в частности, заявил один из экспертов концерна, который считает, что «если Иран действительно до конца года выйдет на европейский рынок газа, то в еврозоне на российском газе и нефти в будущем можно поставить крест». «Таким образом, Иран постепенно выводят на полноценный нефтяной и газовый мировой рынок. Сказать, что это нескрываемая экономическая угроза для России, пожалуй, значит не сказать ровным счетом ничего», - отметил упомянутый «газпромовский» эксперт.
Запад смягчает санкции против Ирана.
О том, что Иран, возможно, будет допущен на европейский энергетический рынок, всерьез начали говорить в начале этого лета. В частности, в ходе состоявшихся в июне текущего года в Вене многосторонних переговоров, с участием представителей США и Евросоюза, стало известно о том, что стороны пришли к определенным договоренностям в отношении иранской ядерной программы. В Тегеране утверждали, что иранская программа по обогащению ядерного топлива направлена исключительно на мирные нужды. Вашингтон и союзники длительное время были склонны не верить Ирану, и в свое время это стало поводом для очень чувствительных санкций в отношении исламской республики, которые, среди прочего, коснулись эмбарго в энергосекторе. Однако со временем ситуация изменилась, и в последние месяцы пришло понимание того, что именно Иран может стать альтернативой России в качестве основного поставщика нефти и газа.
Подхлестнула ход событий ситуация в Украине, в особенности, когда к мировому сообществу пришло понимание роли Российской Федерации в этом процессе. Введенные Западом санкции против российских компаний, судя по всему, являются лишь вершиной айсберга всего комплекса мер воздействия на Кремль в свете событий в Украине, что подчеркивают и планы по доступу Ирана на европейский энергетический рынок.
К слову, в Брюсселе небезосновательно полагают, что именно Иран может спасти от газового голода и Украину, которая предпринимает отчаянные усилия для того, чтобы полностью отказаться от российского газа, поставляемого на кабальных условиях, которые были приняты еще во времена сбежавшего в последствии из страны экс-президента Януковича. Так или иначе, а иранский газ и в самом деле может стать одним из решающих факторов, которые могут привести, в том числе, и к возможному банкротству «Газпрома» и существенным потерям для российской экономики, о чем все чаще говорят нынче на Западе.
Автор: Роман Иванченко