Иран рассчитывает в ближайшие годы восстановить ключевые отрасли отечественной экономики и развивать внешнеторговые связи. Этому будет способствовать снятие ограничений, которые долгие годы не позволяли развиваться стране, а теперь будут сниматься в связи с подписанием международного договора регулирующего развитие иранской ядерной программы, сообщает издание "Биржевой лидер".
Накануне в Вене иранские министры делились планами экономического развития страны. Так, они сообщили о намеченных примерно пятидесяти проектов в нефтегазовой сфере, их суммарная стоимость может составить порядка 185 млрд. долларов, подписание этих соглашений правительство рассчитывает провести до конца 2020 года. Замминистра нефти А.-Х. Заманиниа пояснил журналистам, что правительство при подготовке к общению с иностранными инвесторами создало типовой договор, в котором учтены краткосрочные и долгосрочные интересы сторон.
Иран рассчитывает дать мировому рынку дополнительные объемы нефти уже через несколько месяцев после прекращения действия санкций. Через год после отмены ограничений поставки должны выйти на уровень 1 млн. баррелей в сутки. По словам замминистра, он ожидает отмену санкций в октябре — ноябре этого года. Если все пойдет по плану, то к концу 2017 года добыча газа будет осуществляться на уровне 1,1 млрд. кубометров в сутки. Согласно имеющимся сведениям, иранские запасы природного газа составляют 34 трлн. кубов, это около 18 процентов общемировых резервов. Аналитики Fitch прогнозируют начало экспорта значительных объемов газа лишь в ближайшие 5 лет, из-за сложности строительства газовых объектов.
Иран уже провел ряд успешных переговоров с несколькими европейскими компаниями, желающими инвестировать в страну. По словам замминистра экономики М. Хазаэйя, европейские инвесторы в последнее время возвращаются в Иран. По некоторым переговорам достигнуты соглашения, утверждены лицензии и иностранным инвестициям предоставили защиту. Стоимость уже утвержденных проектов с европейскими компаниями превышает 2 млрд. долларов, однако чиновник не назвал ни компании, ни отрасли, которые они представляют. Министр промышленности Ирана М. Р. Нематзаде рассказал о планах государства сфокусироваться на нефтегазовой отрасли, переработке металлов, автомобилестроении – всю эту продукцию планируется поставлять на экспорт. При этом министр подчеркнул, что устремления, в том числе будут направляться на расширение двусторонней торговли и сотрудничества по разработке, проектированию и конструированию. Правительству не интересен только однонаправленный импорт европейских товаров и оборудования. Кроме прочего, Иран стремится к вступлению в ВТО, что может произойти после устранения политических препятствий. Также есть заинтересованность в заключении соглашений о свободной торговле с европейскими и центральноазиатскими странами.
Несмотря на такие большие планы иранского руководства, дипломаты считают, что даже с учетом достигнутого соглашения по ядерной программе, санкции до 2016 года, скорее всего, не снимут, потому что принятые документы должны пройти согласование в американском Конгрессе, а инспекторам МАГАТЭ предстоит еще подтвердить соблюдение Ираном всех условий соглашения.
Тегеран готов стать конкурентом "Газпрома" в Европе.
В связи с тем, что Иран намерен до 2017 года увеличить добычу газа более чем в 1,5 раза ему уже сейчас интересны вопросы дальнейшего сбыта энергоносителя, и в качестве перспективной цели рассматривается европейский рынок. Если это так, то весьма вероятно столкновение интересов Ирана и России. Европа давно уже стремится к избавлению от зависимости в поставках российского газа, и поэтому она очень заинтересована в новых поставщиках, но и для России вопросы поставок представляют жизненный интерес. Поэтому неудивительно, что Москва обеспокоена возможным возвращением на рынок энергоносителей Ирана, потому что это с большой вероятностью собьет цены на рынке, как на газ, так и на нефть и, что важно, может привести к сокращению экспортных объемов.
В 2013 году нефть и газ занимали 68-процентную долю в российском экспорте. В свое время экспортные позиции Ирана на мировых рынках были лидирующими, а сейчас, пока еще не сняты санкции, его влияние на мировые цены нефти и газа не столь ощутимо. Однако в существующих условиях низких цен для России любые колебания чувствительны. Российский рубль напрямую зависит от цен на нефть, и правительство в Москве рассчитывало, что они будут постепенно повышаться, что позволило бы наполнить бюджет столь необходимыми средствами.
Если же окажется, что цены наоборот поползут еще ниже, то для экономики РФ это станет критично. Не менее опасна ситуация для России и с иранским газом. Российские поставки на четверть удовлетворяют запросы стран Европы, доходы от этого экспорта занимают треть общего объема получаемого Россией. И здесь тоже российские интересы могут пострадать от прихода на рынок Ирана, запасы газа которого, как считается вторые, в мире. По мнению ряда экспертов через 10 – 20 лет Иран может потеснить Россию с позиции лидера поставок природного газа в Европу, это тем более реально, учитывая соответствующий интерес европейцев.
Нефть WTI продолжает падать в цене.
Стоимость нефти снижается в понедельник на фоне опасений инвесторов относительно возможного избытка предложения "черного золота" на рынке в свете увеличения числа буровых установок в США. Об этом свидетельствуют данные торгов, пишет "Биржевой лидер".
По состоянию на 16.45 по московскому времени стоимость сентябрьских фьючерсов на североморскую смесь Brent снижалась на 0,13% - до 54,55 доллара за баррель.
Цена сентябрьских фьючерсов на WTI опускалась на 0,35% - до 47,97 доллара за баррель, - отмечают аналитики брокера Hantec Markets