В Исламской Республике Иран начали активно работать над воплощением в жизнь идеи связать водной артерией акватории Каспийского моря и Персидского залива. Если указанный проект будет реализован, то Российская Федерация сможет существенно упростить себе доступ к Индийскому океану. Западные государства и их ближневосточные союзники от этого совсем не в восторге.
Указанный канал, как предполагается, будет проложен только по иранской земле. В целом его длина, как ожидается, составит примерно 700 километров. При этом 450 из них будут проходить по местным рекам, протекающим в западных регионах страны. Сметная стоимость работ составляет в настоящее время более 10 миллиардов долларов. Согласно расчетам, все потраченные на прокладку деньги вернутся всего через пять лет эксплуатации. Суда смогут воспользоваться новой магистралью уже после 20-го года.
По мнению эксперта в морских перевозках Алексея Чичкина, благодаря новому каналу путь из северных регионов Атлантического океана, Черного моря и Каспия в Индийский океан в значительной мере сократится. В то же время параллельно Тегеран сможет обеспечить дефицитной влагой сухие центральные области страны.
Россия от ввода этого канала только выиграет, отмечает эксперт. Этот объект стратегически значимый для Москвы. Через иранский канал дорога до Индийского океана сокращается более чем наполовину. В настоящее время российские суда следуют через Босфор и Суэцкий канал. В связи с серьезным похолоданием отношений между Москвой и Анкарой можно предположить, что РФ окажет активную поддержку этому начинанию.
В числе прочего власти РФ могут также вложить средства в реализацию проекта. Если это будет реализовано, то Российская Федерация сможет в качестве концессионера получать дополнительные доходы от эксплуатации транспортной артерии. Как сообщается, возможно, за год выручка составит более полутора миллиардов долларов.
Первый раз идея появилась еще в позапрошлом веке. В те времена Российская империя имела довольно сложные отношения с Османами и многими странами Европы. Они старались сделать все возможное для того, чтобы Россия не получила контроля над Босфором и Дарданеллами.
В результате, внешнеторговые связи Российской империи все время находились под угрозой по той причине, что более половины всего товарообмена происходило именно через вышеназванные турецкие проливы. Именно из-за этого и было предложено Ирану проложить канал между Каспием и Персидским заливом. В этой ситуации возможное закрытие выхода из Черного моря становилось бы не критичным.
Над созданием проекта трудились специалисты из России. Но в итоге до реализации его дело так и не дошло. Стороны так и не смогли решить вопрос собственности на водную артерию. В то время как Санкт-Петербург предлагал сделать его экстерриториальным, Тегеран настаивал на равнодолевой концессии. При этом на иранского шаха стали оказывать давление представители Британии и Франции. Последние страны добивались полной остановки строительства.
Есть ли у России деньги на финансирование?
На протяжении следующих лет идея то всплывала, то вновь забывалась в связи с неровными отношениями с различными политическими режимами, пребывавшими у власти в Иране. Также немаловажную роль играли и отношения между СССР и Турцией. В 40-х годах минувшего века о проекте вспомнил Сталин. Позже о нем говорил и генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев. Тем не менее каждый раз активность снижалась до нуля, и проект так и не был начат.
В последний раз, когда указанный проект серьезно рассматривался, в 70-х годах минувшего столетия, его воплощению помешала произошедшая в Иране революция, в результате которой монарх вынужден был покинуть страну, и дипломатические отношения с новым режимом сильно осложнились. Позже началась война с Ираком, продлившаяся немало времени. Еще позже прекратил существовать Советский Союз.
Об идее связать Персидский залив с Каспием вспомнили только в последние годы прошлого века. В 98-м году была организована комиссия, в которую вошли специалисты из РФ и Ирана. Она изучала возможность прокладки водной артерии. Спустя год правительство Ирана изъявило принципиальное согласие после ознакомления с новым техническим обоснованием. В числе прочего было также договорено, что Россия возьмет на себя обучение специалистов из Ирана. Тегеран предложил несколько вариантов материального обеспечения строительных работ и согласился также разместить заказы на постройку судов для обслуживания трансиранского канала.
При этом на протяжении всех последних лет западные страны делали все возможное для того, чтобы не допустить прокладки водного пути из Каспия в Персидский залив. Возражали против этого и некоторые соседствующие с Ираном страны.
Последних беспокоили не столько экономические последствия, сколько военные. Никому из противников не улыбалась возможность быстрого доступа военного флота РФ в акваторию Индийского океана. Как отмечается, введенные еще в 1997 году ограничительные меры Соединенных Штатов в отношении Ирана предполагали запрет на прокладку канала. Откажется ли от запрета Вашингтон, пока непонятно.
Тем не менее российские специалисты в настоящее время стараются не комментировать эту инициативу, невзирая на ее большую привлекательность. Кроме того, проблемы в экономике не позволят России сейчас профинансировать строительные работы. В то же время, если РФ согласится на участие в проекте, то это позволит ей получить серьезные аргументы в продолжающейся конфронтации с Анкарой.