В настоящее время США не могут признать Национальную коалицию сирийских революционных и оппозиционных сил (НКС) в статусе переходного правительства Сирии – такая оценка ситуации прозвучала вчера на брифинге в Вашингтоне из уст официального представителя государственного департамента США Марка Тонера, передает Интерфакс.
Вашингтон признает НКС в качестве законного представителя народа Сирии. Но есть ли реальные влияние и власть у новообразованного объединения – покажут дальнейшие конкретные действия коалиции и различных политических сил сирийской оппозиции – формирование и первые шаги технических комитетов НКС, готовность полевых командиров разрозненных отрядов сирийской оппозиции подчиняться единому руководящему органу и т.п.
Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил была создана на встрече противников действующего режима президента Башара Асада в столице Катара Дохе. Обсуждение вопроса объединения разрозненных сил сирийской оппозиции длилось около двух недель и прошло несколько стадий. Роль организационного ядра единого представительского органа оппозиции первоначально пытался взять на себя Сирийский национальный совет (СНС) – крупнейшее объединение противников власти в Дамаске. СНС удалось даже привлечь к сотрудничеству целый ряд политических группировок и полевых командиров и обновить руководство Совета, а новым лидером СНС был объявлен Джордж Сабра. Но обновленный СНС по-прежнему остался непопулярным среди сирийских бунтарей. Главные претензии «настоящих революционеров» к этому органу основывались на том, что политическое ядро СНС состоит из теоретиков-интеллигентов, которые за долгие годы эмиграции в благополучных странах арабского Востока и Европы утратили связь с родиной и чувство реальности происходящего на их родине. К тому же по вероисповеданию Джордж Сабра является христианином, что объективно не могло не вызывать неприятия у большинства оппозиционеров мусульманской страны, каковой является Сирия – в стране и так хватает внутриконфессиональных противоречий исламского толка (нынешняя правящая верхушка Сирии принадлежит к алавитам, малопопулярному течению в мусульманстве как в Сирии, так и на всем Арабском Востоке) – подробнее читайте в материале «Выкидыш сирийской оппозиции: СНС возглавил христианин-коммунист».
Поэтому неудивительно, что реформированием СНС встреча в Дохе не завершилась. Дальнейшие переговоры оппозиционеров и иностранных «друзей Сирии» привели к созданию нового органа – НКС. Тренд политических устремлений был настолько явным, что СНС во главе с Джоржем Саброй, до этого отказывавшегося делить право представлять сирийскую оппозицию с кем-либо, вошел в Национальную коалицию (при этом подчеркнув, что пошел на такой шаг под давлением в первую очередь со стороны международных сил, от которых зависят финансовые потоки, питающие сирийскую оппозицию). Джордж Сабра отметил, что даже вхождение в НКС не отнимает у его объединения права преследовать свои цели и выражать собственную точку зрения на тактику и стратегию действий сирийских революционеров.
Утвержденный НКС тут же объявил себя единственным координатором военных действий оппозиции против регулярной армии Асада и местной властью в освобожденных от нынешней власти регионах Сирии. Примечательно, отмечают эксперты отдела «Новости Сирии» журнала для инвесторов «Биржевой Лидер», что какие-либо подробности соглашения об образовании НКС и конкретных действиях в ближайшей перспективе остались неназванными для широкой общественности и масс медиа.
В целом ощущение после марафона с созданием «единого и полномочного» представительского органа сирийской оппозиции довольно гнетущее – он нужен только для того, чтобы удовлетворить иностранных спонсоров, которые не желают вкладывать средства в разрозненный, некоординируемый и, соответственно, неуправляемый и непредсказуемый костер сирийской революции.
НКС моментально был признан странами Совета сотрудничества государств Персидского залива «законным представителем сирийского народа». Тут же новый орган сирийской оппозиции получил «одобрямс» и от Парижа, о чем вчера объявил президент Франции Франсуа Олланд. Глава Пятой республики тут же сообщил, что создание НКС легитимизирует поставки оружия сирийским повстанцам.
Но на Франции процесс признания объединенной оппозиции в качестве полномочного представителя сирийского народа притормозился – Париж пока не поддержала ни одна из стран Европы. И Вашингтон, как видим, не спешит с признанием полномочий Национальной коалиции Сирии.
Автор: Александр Дынниченко