Глава НАТО подтвердил, что Североатлантический Альянс не будет воевать в Сирии. Сирийский вопрос должен решаться международным сообществом, но НАТО останется в стороне, сказал генсек военного блока Андерс Фог Расмуссен.
Североатлантический альянс осуждает применение в Сирии химического оружия и требует проведения расследования и соответствующей реакции с тем, чтобы исключить повторения подобного в будущем.
По мнению Андерса Фог Расмуссена, ответственность за химический удар, произошедший 21 августа, лежит всецело на режиме Башара Асада, и международное сообщество не должно остаться в стороне, однако НАТО в этом принимать участие не будет.
Генсек НАТО сообщил, что нет фактов, указывающих на способность сирийской оппозиции осуществить подобный химический удар. Как можно понять со слов Расмуссена, если химическая атака была, но ее не могли совершить оппозиционеры, значит, это дело рук сирийских властей.
Гражданский конфликт в Сирии возник в начале 2011 года, когда по всему ближневосточному и североафриканскому региону прокатилась так называемая «арабская весна». В результате кровопролитного противостояния властей и их противников пали правящие режимы в Египте, Ливии, Тунисе, Йемене. Устоял один Башар Асад, но вооруженная борьба продолжается.
Сирийская оппозиция винит Россию, отмечая, что без помощи Москвы армию Асада давно удалось бы разбить. Асад в продолжающемся конфликте винит страны Запада, продолжающие вооружать боевиков и оказывающие им другую помощь, без которой сопротивление повстанцев давно было бы сломлено.
Близость иностранной интервенции
За два с половиной года гражданского противостояния в Сирии были убиты десятки тысяч человек. Международный Комитет Красного Креста назвал ситуацию в Сирии гражданским конфликтом, что фактически означает термин «гражданская война».
Как ни пытались страны Запада усмирить Асада военным ударом, но провести через Совбез ООН необходимую резолюцию им не удалось из-за сопротивления КНР и РФ. Когда принималась резолюция по Ливии, послужившая началом ракетного обстрела страны, Пекин и Москва промолчали. Они не были «за», но и «нет» тоже не сказали. В ситуации с Сирией все иначе. Россия и Китай раз за разом применяют право вето, и каждый раз очередная резолюция отправляется на доработку.
Примерно то же произошло и 28 августа, когда в Совбезе ООН была отвергнута подготовленная Великобританией резолюция. Лондон был разочарован, а президент США Барак Обама обвинил ООН в неспособности принимать решения.
Между тем, через сутки после голосования в Совбезе ООН серьезный удар по британской резолюции нанесли свои же депутаты. Парламент Великобритании отказался поддерживать участие страны в военной кампании в Сирии. Премьер-министру Дэвиду Кэмерону пришлось публично заявить о неучастии британской армии в возможном военном усмирении Башара Асада.
21 августа в пригороде Дамаска, контролируемом повстанцами, разорвалась ракета с химикатами. По данным американской разведки США, погибло около полутора тысяч человек. США, Великобритании и Франция заявили о необходимости военного удара по Сирии. Предложение нашло понимание у Турции и Израиля – Турция жаждет ворваться в Сирию и призывает к скорой интервенции.
Россия выразила протест, заявив, что военный удар по Сирии в обход решения ООН будет серьезным нарушением международных норм. Впрочем, в Москве признали, что если Вашингтон захочет вторгнуться в Сирию, ООН не сможет встать на пути, как не встал во время вторжения американских войск в Ирак в 2003 году.
Башар Асад уличил американцев в обмане, заявив, что те распространяют ложные сведения о количестве жертв химической атаки и о том, что Дамаск несколько дней готовился к нанесению удара. При этом Асад готов к войне и обещает интервентам «ад» на сирийской земле.
Ситуация в Сирии сказывается на котировках нефти. Война в этой стране может привести к перебоям в поставках «черного золота». За несколько суток баррель нефти на биржах подорожал на 6-7 долларов. Сегодня Сирия не играет значимой роли на нефтерынке, но в войну могут быть втянуты крупные импортеры нефти – Иран и Саудовская Аравия. Первые выступают на стороне Асада, вторые – на стороне его противников, отмечают эксперты отдела «Новости Ближнего Востока» издания «Биржевой лидер».
Автор: Арамис День