Сирия "отдает долг" России. Судя по всему, многолетняя поддержка сирийского режима со стороны России, наконец-то, приносит свои плоды: Россия окончательно утверждается на позициях значимой мировой державы.
По крайней мере, именно так расценивают зарубежные публицисты и эксперты принятие Западом "российского плана" урегулирования сирийского кризиса.
Чему же мы являемся свидетелями – международному возрождению России или утрате позиций "мирового гегемона" или даже "жандарма" Соединенными Штатами Америки, выясняли аналитики отделов "Новости США" и "Новости России"" интернет-журнала "Биржевой лидер".
Благодаря Сирии Россия вышла вперед в мировой геополитике
Западные лидеры так живо ухватились за предложение Владимира Путина отказаться от удара по Сирии в обмен на передачу химического арсенала под международный контроль с последующей ликвидацией, что многие, наиболее воинственно настроенные политики и комментаторы, немедленно окрестили это их провалом. Мол, теперь Россия вертит Западом, как пожелает. А значит, эра Запада подошла к концу, а вот Россия опять "на коне".
Некоторые формулируют это предположение еще более резко: Россия становится новым "мировым жандармом". Аргументы такие:
- президенты США и Франции Обама и Олланд "отступили" в результате одной-единственной строго дипломатической атаки Путина;
- Россия не только переиграла противников на дипломатическом поприще, но еще и единственная удержалась в строго миротворческих рамках;
- Россия не только вынудила "ястребов" отступить, но фактически оказала помощь совершенно растерянному Обаме, не получившему ни внешней, ни внутренней поддержки в сложной ситуации с решением об ударе по Сирии.
По мнению французских политологов, после "российского плана" уже вне зависимости от развития событий о военной операции всерьез говорить вряд ли придется. Агрессия против Сирии и без того резко осуждалась мировым общественным мнением, а теперь у противников удара есть сильный аргумент, тогда как у сторонников нет никаких аргументов.
Особую значимость ситуация приобретает еще и потому, что так называемый "российский план" возник тогда, когда Запад не желал обсуждать ничего, кроме военного удара, на который, однако, никак не мог решиться. И уже не имеет значения, что впервые предложение о передаче химического арсенала прозвучало (пусть и в издевательском тоне) от госсекретаря США Керри. Позиции обозначены четко: США и союзники – агрессоры, Россия – миротворец.
Европейцы о слабости Запада и силе России
На данном этапе четко видна разница в реакции американских и европейских комментаторов на явный российский международный успех, пояснил в интервью для "Биржевого лидера" ведущий маркетолог Канады Евгений Ольховский:
- американские политики, журналисты, политологи без устали ищут подвох в российских действиях, подозревают сговор с Сирией для затягивания времени и высказываются в духе "что бы ни случилось, ни Асаду, ни русским верить нельзя";
- европейские (в частности, французские) комментаторы, напротив, подчеркивают, что Россия резко и убедительно возвращается на лидерские позиции, при этом не воспроизводит "угрожающе имперскую" модель значимости периода "холодной войны", которую после распада СССР активно использовали и довели до абсурда США. Напротив, отказавшись от имперских амбиций, Россия сегодня отстаивает новое мировое равновесие в противовес господству Запада и на экономическом (в рамках БРИКС), и на геополитическом поле.
Кроме того, журналисты европейских изданий отмечают, что военная операция, которую так неуверенно и одновременно нагло проталкивали США и Франция, должна была стать этакой демонстрацией силы в ответ на проблемы в экономике. Однако в результате откровенная авантюра привела лишь к тому, что стала очевидной слабость западных государств в современной ситуации – слабость, которую и должна была скрыть "карательная обманка".
Слабость Запада? Да. Сила России? Не факт. Мнение экспертов
Отчасти соглашаясь с европейскими комментаторами, наши эксперты все-таки отмечают: все громкие выводы пока что не имеют под собой серьезных оснований:
- во-первых, ситуация в Сирии и вокруг нее может развиваться совершенно непредсказуемо. Если "российский план" не будет приведен в исполнение (а этому может помешать как активность повстанцев, способных дезавуировать готовность Асада к отказу от химоружия новыми провокациями, так и долгосрочный характер самого плана: в условиях гражданской войны его выполнение затянется), то о "выигрыше" России говорить уже не придется. Даже если вопрос химоружия будет разрешен, все равно остается главная проблема – гражданская война, в которой теперь, после обособления радикальных исламистов, уже три стороны;
- во-вторых, даже если уместно говорить о слабости Запада в данных обстоятельствах, то совсем не обязательно эта слабость делает "сильной" Россию. Пока что у России и блока развивающихся государств есть только шанс закрепить полицентрическую структуру геополитики – но этот шанс еще нужно реализовать. Да и США так легко не откажутся от статуса мирового полицейского.
О Франции, конечно, речь не идет – в абсолютном большинстве последних военных операций (начиная еще с Югославии) Франция выполняла функции американского клеврета, но отнюдь не геополитического игрока.
Но США, даже невзирая на активизацию изоляционистских форм национализма (по примеру Бьюкенена, призывающего к отказу от внешних соревнований в пользу принципа "Америка превыше всего"), не примут второй позиции на мировой арене. Допустить еще одну первую они, пожалуй, смогут. А вот отказаться от собственного первого места – вряд ли. И в этом смысле активизирующийся американский национализм может, наоборот, даже стимулировать очередную холодную (в лучшем случае) войну.
Вопрос нефти в Сирии глазами трйдеров биржи
Тогда как американские и европейские политики решают, наносить военный удар по Сирии или нет, неопределенность относительно ближайшего будущего этой страны, а также в целом нестабильность в регионе подталкивает цены на нефть вверх, а также уже сказывается на финансовых рынках.
На протяжении последних дней цены на нефть в мире достигли полугодового максимума. Цена барреля нефти марки Brent выросла до 117 долларов, тогда как еще в июне такая нефть стоила 100 долларов за баррель.
Аналитики из Societe Generalе предусматривают, что в случае если западные страны все-таки решат нанести воздушные удары по Сирии, цены на нефть сразу вырастут до 125 долларов за баррель, а если военное вмешательство нанесет школы нефтедобывающей промышленности региона - то цены подскочат и до 150 долларов за баррель. В таком случае они превысят докризисный уровень 2008 года, когда нефть стоила 147 долларов за баррель.
Аналитики брокерской компании XEMarkets (входит в рейтинг брокеров Форекс Академии Masterforex-V) прогнозируют рост цен на нефть до 120-130 долларов за баррель. Так, октябрьский фьючерс нефти Crude Oil WTI October 2013 (CLV13) уже сейчас торгуется у максимальных значений на уровне 105,20 долларов США за баррель:
И все это несмотря на то, что доля Сирии в мировой добыче нефти является сравнительно небольшой. Даже до начала конфликта, охватившего страну, Сирия экспортировала около 150 тысяч баррелей нефти в день, - преимущественно в страны Европейского Союза.
Для сравнения - Саудовская Аравия ежедневно экспортирует 10 млн. баррелей нефти, а в целом мир ежедневно потребляет около 92 миллионов баррелей нефти.
Когда в конце 2011 вступили в силу международные санкции против руководства Сирии во главе с президентом Башаром Асадом, экспорт вообще остановился. Сейчас, по оценкам, Сирия добывает не более 50 тысяч баррелей нефти в день, и вся ее переработка происходит внутри страны.
Опасения экспертов основаны на том, что в случае, когда в сирийский конфликт вмешаются западные государства, это дестабилизирует целый регион, а конфликт перекинется за пределы самой Сирии.
А это уже затронет Ирак, с которым у Сирии есть общая граница и который производит гораздо более существенную долю нефти для мирового рынка - около трех миллионов баррелей в день, а это уже 3 % от общемирового потребления.
Багдад уже выражал обеспокоенность возможностью распространения сирийского конфликта. Особенно если учесть, что на севере Сирии уже находятся экстремистские группы из Ирака, связанные с "Аль-Каидой".
Между тем в самом Ираке все больше обостряется конфликт между суннитами и шиитами, и многие опасаются, что он может вылиться в новую гражданскую войну.
Наконец, есть еще курды, которые контролируют север Ирака, где добывается до 250 тысяч баррелей нефти в день. Курды имеют особую заинтересованность в том, что происходит в Сирии, ведь на севере этой страны также живет много курдов.