По словам адвоката Ивана Павлова, Министерство обороны РФ, отправляя российских военнослужащих в Сирию, нарушает условия их контракта. Более детально мнение адвоката о том, что отправка российских солдат в Сирию является нарушением условий подписанного с ними контракта, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Интернет-портал "Радио Свобода" отмечает, что уже в ближайшие несколько дней должна решиться судьба российских военных из Новосибирска, которые отказались ехать в Сирию. Данные военные сослались на ряд допущенных в этом случае нарушений закона, в том числе, и на отсутствие письменного приказа. Однако в оборонном ведомстве, вместо того, чтобы защитить их права, обратились в ФСБ, по инициативе которой "отказников" могут обвинить по ряду различных статей УК, в том числе, и в совершении государственной измены.
Адвокат Иван Павлов, который взялся защищать интересы отказавшихся от "командировки" в Сирию российских военных, заявил журналистам "Радио Свобода", что в настоящее время военная комендатура попросту бездействует, тогда как сами контрактники переживают период допросов, проверок и угроз, вплоть до уголовного преследования в отношении них.
Павлов объяснил, что он не может назвать прессе ни имена лиц, интересы которых он представляет, ни их количество, руководствуясь интересами безопасности своих клиентов. Единственное, о чем может говорить адвокат – так это об обращении к нему группы военнослужащих, которых командование попыталось перебросить в одну из "горячих точек" "втемную", не предоставив военным никакой информации по этому поводу. Между тем сами военные, получившие косвенную информацию относительно того, чем в конечном итоге может обернуться данная "командировка", приняли решение сперва обратиться в военную прокуратуру, однако та не предприняла по данному обращению никаких действий. Более того, вместо того, чтобы заниматься защитой прав военнослужащих, военная прокуратура натравила на контрактников представителей ФСБ и военных особистов.
После того, как шум по этому поводу поднялся в средствах массовой информации, ситуация, вроде бы, начала постепенно улучшаться, и отказавшихся от "командировки" военнослужащих постепенно переводят в места постоянной дислокации их частей, до которых военные на момент интервью еще не доехали. Павлов подчеркнул, что если к этим военнослужащим будут применяться какие-либо допросы или проверки, или на них будут наложены какие-то взыскания, в данный процесс юридически войдут адвокаты, которые займутся отстаиванием прав и интересов военных. По имеющейся у него информации, военнослужащим, отказавшимся ехать в Сирии, угрожали уголовным преследованием – по словам некоторых из контрактников, речь шла чуть ли не в обвинении военных в совершении ими государственной измены.
Речь в данном случае идет о нарушении прав военнослужащих, гарантированных и Конституцией, и законодательство о военной службе – Павлов.
Объясняя, в чем конкретно состоят нарушения законов в этой ситуации со стороны Министерства обороны, военной прокуратуры, и остальных официальных инстанций, Павлов отметил, что здесь, на его взгляд, нужно говорить об игнорировании прав военнослужащих, гарантированных и Конституцией страны, и российским законодательством о военной службе. Контрактники являются такими же гражданами своей страны, как и все остальные россияне, даже не смотря на то обстоятельство, что они должны выполнять поступившие от командования приказы.
Однако любой из приказов должен быть понятным и четким, для того, чтобы сами военнослужащие могли принять для себя решение: это их война, или нет. Но если людей просто отправляют в "командировку", не указывая им при этом конечный пункт назначения, а сами они уже в начале понимают, куда отправляет их командование – в "горячую точку", то это, несомненно, является нарушением условий не только подписанного с военнослужащими контракта, но и действующего законодательства Российской Федерации.
Учитывая то обстоятельство, что контрактников собирались отправить за пределы страны – в Сирию – то, по мнению многих экспертов, в случае благополучного возвращения из этой "командировки" эти военнослужащие были бы абсолютно бесправны в смысле получения ими от государства какие-либо компенсаций возможного ущерба, нанесения их здоровью, и так далее. А если бы они вообще не вернулись оттуда в Россию, то семьи этих военнослужащих никогда не смогли бы получить не только какого-то пособия от государства – они бы даже не получили никаких доказательств того, что их родные погибли за пределами своей страны, выполняя воинский долг.
Павлов объяснил, что при таких, совершенно туманных обстоятельствах, в частности, неизвестного конечного пункта назначения этой "командировки", безусловно, появляется почва для появления разного рода злоупотреблений со стороны военного командования. Военнослужащие в этой ситуации лишаются всех социальных гарантий, чего не произошло бы в случае оформления надлежащим образом соответствующих приказов. Если бы все приказы были оформлены правильно, то военнослужащим просто предоставили бы право выбора, которая есть у каждого российского военного, в соответствии с действующим законодательством: любой из них в случае несогласия с тем или иным приказом, может просто положить рапорт на стол и отказаться от продолжения дальнейшей службы в таких условиях.