Мирное урегулирование сирийского конфликта снова оказалось под угрозой срыва – на это раз из-за жесткой позиции лидера государства Башара Асада. На фоне успехов правительственных войск, которые были достигнуты при непосредственной поддержке российских войск, он начал говорить о решимости воевать до победного конца и практически отверг предложение ввести режим прекращение огня. Теперешние сигналы Дамаска идут вразрез с соглашениями, которые были достигнуты при участии РФ на переговорах в Мюнхене и Женеве. Как утверждают эксперты, сирийский лидер навязывает Российской Федерации роль гаранта сохранения режима в Дамаске без политического разрешения ситуации в рамках женевского процесса.
Разъяснение Асада касательно отсутствия условий для режима прекращения огня прозвучало в Дамаске в ходе его встречи с ведущими юристами государства. «Международные посредники утверждают, что в течение недели можно объявить перемирие. Кто может выполнить все необходимые для этого требования и условия? Никто», – утверждает сирийский лидер. Так, для него инициатива Международной группы поддержки Сирии, представители которой на прошлой неделе в Мюнхене активно обсуждали возможность перемирия, является нереалистичной. В то же время Москва, равно как и Вашингтон, играла ключевую роль в данном переговорном процессе.
Башар Асад, в свою очередь, слишком поспешил охладить энтузиазм, который возник после очередного всплеска усилий российско-американской дипломатии. Сирийский президент дал четко понять: даже в случае объявления перемирия «стороны будут и далее использовать оружие». Асад не скрывает, что в теперешних условиях он не испытывает относительно идеи прекращения огня какого-либо энтузиазма. При этом он отметил, что у сирийского государства «нет другого выбора, помимо победы в военных действиях, за которые нужно заплатить очень высокую цену». Тем самым руководитель Сирии повторил главный тезис собственного нашумевшего интервью о необходимости продолжать военные действия до победного конца, которое он дал в прошлую пятницу. Как утверждает Башар Асад, о прекращении огня «начал говорить Запад», после того как «боевики стали проигрывать».
В понедельник в телевизионном эфире Асад сделал еще одно примечательное замечание. Так, рассуждая о том, каким образом может быть достигнуто политическое урегулирование, он призвал руководствоваться действующей Конституцией Сирии. Этим он дал понять, что не видит никакого смысла в переговорах касательно ее изменения. «Также он даже не упомянул о мирных переговорах в Женеве, выдвинув при этом альтернативную идею. Со слов сирийского лидера, разрешить данный конфликт могут «соглашения о прекращении огня на местном уровне и борьба с терроризмом». При этом он не пояснил, кто и каким образом будет договариваться о мире «на местном уровне», – отмечает издание «Коммерсант».
Официальные позиции Дамаска и Москвы по урегулированию конфликта сильно расходятся.
Ряд последних заявлений главы Сирии говорят о том, что официальные позиции Дамаска и Москвы по основным вопросам урегулирования конфликта в Сирии сильно расходятся. Российская сторона призывает к политическому решению непосредственно в рамках женевского мирного процесса, а Дамаск, в свою очередь, предпочитает силовой сценарий совместно с «локальными перемириями». Российские эксперты утверждают, что тот курс, который был взят Асадом, не позволяет РФ конвертировать военные успехи в сирийском конфликте в политические дивиденды, и, помимо этого, грозит дальнейшим обострением отношений как с арабским миром, так и с Западом.
«Асад, фактически призывая демонтировать женевские соглашения, ставит Иран и Россию в достаточно непростое положение. В урегулировании сирийского кризиса наступает момент истины, когда внешние игроки должны надавить на своих клиентов – участников такого конфликта на местах», – рассказывает Андрей Кортунов, глава Российского совета по международным делам. Эксперт подчеркивает, что при всем значении побед армии Сирии, военного потенциала Дамаска не хватит не только для победы в данной войне, но и для того, чтобы удержать теперешние позиции. «Правительству Сирии необходимо послать максимально четкий сигнал о том, что военная поддержка Дамаска со стороны Тегерана и Москвы не может быть гарантирована», – полагает Кортунов.
«Действия сирийского президента являются примером того, как хвост начинает вилять собакой. Асад старается внушить Кремлю мысль о том, что, кто бы не занял пост после него, никакой любви уже не будет», – рассказывает Алексей Малашенко, эксперт Московского центра Карнеги. С его слов, сирийский президент исходит из того, что, пока он руководит страной, Российская Федерация сохранит собственные позиции в данном регионе, но если он уйдет, то она потеряет эти позиции. «По этой причине российская сторона, даже официально призывая к продолжению женевского процесса, в действительности не должна быть заинтересована именно в политическом урегулировании конфликта, который предполагает уход Асада», – добавил Малашенко.
Эксперты подчеркнули, что сегодня Дамаск начал диктовать свои условия Москве. При этом он играет на том, что ставки в данном конфликте очень высоки.
Автор: Ксения Дмитриева