После несомненных успехов правительственной армии Сирийской Арабской Республики в борьбе против ИГИЛ при содействии российской авиации ситуация в корне изменилась. Исламисты смогли оправиться от шока и нанесли ряд контрударов. Основным действенным орудием ИГИЛ стало здесь использование груженных взрывчатыми веществами машин, ведомых смертниками. В итоге правительственные силы вынуждены были на ряде направлений отступить.
В середине недели арабоязычный вещатель «Аль Джазира» заявил, что сирийская армия терпит поражение, сопровождаемое большими потерями, в окрестностях населенного пункта Эс-Саура, находящегося в провинции Ракка. При этом ресурс сослался на данные располагающейся в британской столице наблюдательной организации. Последняя, в частности, сообщила, что военные Сирии вынуждены были отойти на 40 километров от вышеназванного населенного пункта. Погибли при этом 39 военнослужащих. Террористы потеряли убитыми более 20 человек.
В числе прочего телеканал также отметил, что именно активное использование смертников принесло наступлению игиловцев такие существенные плоды. Как известно, 19-го числа текущего месяца в САР был убит российский военнослужащий, который помогал сирийским коллегам остановить машину, груженную взрывчаткой, направляющуюся к сирийским позициям. Известно, что такого рода передвижные бомбы предварительно защищаются толстыми стальными листами, что дает возможность террористу приблизится вплотную к объекту диверсии. При этом, как правило, последние листы ставят уже после того как смертник оказывается за рулем. Указывается в этой связи, что и в прошлые годы ИГИЛ весьма активно применял смертников в войне не только против сирийской армии, но и на иракском театре военных действий.
Основным ресурсом ИГИЛ в то время было практически неиссякаемое число фанатиков, желающих ценой своей жизни принести победу исламистам. Тогда в «Исламское государство» пробирались многие тысячи добровольцев как из соседних стран, так и из Средней Азии, Европы и Российской Федерации. Одни рассчитывали там заработать денег, другие - заручиться гарантированным билетом в рай после мученической смерти. Известно, что среди основных целей вступления РФ в военную кампанию стала необходимость не допустить возвращения в страну тех экстремистов, которые ранее выехали на Ближний Восток и, обретя там немалый опыт террористической деятельности, могли угрожать госбезопасности.
С самого начала сирийской операции ВКС РФ принялись разрушать нефтедобывающую инфраструктуру ИГИЛ. В итоге доходы террористов заметно упали, чему опосредованно также способствовало и снижение котировок на энергетическом рынке. Из-за систематических поражений снизилось число тех, кто готов был отправиться на войну под черное знамя «нового халифата».
В то же время совершенно очевидно, что никаких оснований считать войну с ИГИЛ выигранной нет. Сам по себе факт контрнаступления свидетельствует о наличии определенного потенциала у этой организации. В том случае, если бы сирийская армия смогла взять Эс-Саур, ей бы ничего не помешало развернуть мощное наступление на столицу халифата Ракку.
ИГИЛ не сможет закрепиться на завоеванных позициях.
Это прекрасно понимают и в Генштабе САР. Именно поэтому на тот участок фронта была переброшена самая лучшая, 4-я механизированная дивизия, имеющаяся в распоряжении Дамаска. И тем не менее это элитное подразделение вынуждено было отступить.
Причиной провала этого этапа наступления правительственных сил является, несомненно, плохо работающая разведка. С трудом верится, что при надлежащем исполнении обязанностей разведчики смогли бы не заметить передвижения достаточно крупных группировок террористов. Кроме того, определенную передышку ИГИЛ предоставило и действующее сейчас перемирие. Многие подразделения игиловцев смогли, перебравшись в те районы, где военные действия были остановлены, перегруппироваться и параллельно избежать ударов бомбардировщиков Российской Федерации.
Как бы там ни было, но те, кто утверждает, что правительственная армия разгромлена, глубоко заблуждаются. Неполные четыре десятка погибших военных еще не повод ставить крест на дивизии. При этом известно, что отход правительственных сил произошел без паники и организованно, к тому же на достаточно незначительное расстояние. Это совсем не та картина, что имела место в иракских вооруженных силах, которые панически бежали, оказавшись перед лицом врага, фактически до самой столицы республики.
Как полагают военные эксперты, отступление — это не более чем тактически маневр, который приведет к тому, что исламисты растянут свои коммуникации и станут очень уязвимыми. К тому же у сирийской армии явное преимущество в бронетехнике и танках. Также не следует забывать и о том, что российская авиация надежно удерживает контроль над небом. В основном это контрнаступление было предпринято в большей мере для создания психологического эффекта. В настоящее время существенно иссяк поток рекрутов, и это стало проблемой для вождей ИГИЛ. Человек перед тем, как стать смертником, проходит долговременную психологическую обработку. Таким образом, потери таких юнитов быстро восполнить не удастся. Именно в этот момент войска САР, вероятнее всего, и нанесут решающий удар. Эксперты указывают, что террористам не удалось вернуть себе ни одного важного населенного пункта, и это показательно.