На днях очередная шокирующая новость пришла с печально известного сирийского города Алеппо, в котором ведутся ожесточенные бои правительственных войск с боевиками ИГИЛ. В результате обстрела с минометов мобильного госпиталя погибли две российские медсестры.
Как передает «Радио Свобода», представители военного ведомства РФ назвали случившееся спланированной акцией террористов. Однако независимые журналисты и эксперты, находившиеся в это время вблизи от места катастрофы, полагают, что в смерти медиков частично виновны высокопоставленные чиновники Министерства обороны России.
Аналитики отдела «Новости Мира» журнала «Биржевой Лидер» напоминают, что мобильный госпиталь был отправлен в Алеппо 30 ноября 2016 года. А 5 декабря распространилась информация об его обстреле боевиками. Российская сторона уточняет, что госпиталь обстреливали дважды. В итоге после попадания мин в одну из палаток одна из медсестер погибла на месте, другая была ранена и скончалась позже. Также был ранен главный врач.
Согласно информации российских военных, спустя полтора часа боевики повторно обстреляли госпиталь, причем еще более интенсивно. Но на этот раз жертв удалось избежать. Тем не менее пострадал журналист телеканала Russia Today, получивший ранение. В Интернете появилась информация о том, что российский госпиталь, согласно видеозаписям, сделанным вскоре после обстрела, находился не далее чем в 1 200 метрах от места боевых действий сирийской армии и повстанцев.
Россия не довольна реакцией мирового сообщества.
Обстрел российского мобильного госпиталя осудили ведущие медицинские и правозащитные организации. В частности, в заявлении Международного комитета Красного Креста говорилось, что обе воюющие стороны обязаны предпринять все меры для обеспечения работы медиков в зоне вооруженного конфликта. Случившееся, отмечают представители организации, свидетельствует о том, что ни одна из сторон не может защитить медицинских работников, а также пациентов больниц, поскольку не способна отличать эти и военные объекты.
Также обстрел госпиталя осудили в Государственном департаменте США. А советник американского президента по вопросам национальной безопасности Сюзан Райс назвала инцидент отвратительным поступком, не имеющим оправданий. Но подобная реакция мирового сообщества в целом, и США в частности, судя по всему, не удовлетворяет Кремль. По крайней мере, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал такую реакцию «более чем скромную».
А генерал-майор Игорь Конашенков, официальный представитель Минобороны России, заявил, что Россия рассчитывала «на уважение Международного комитета Красного Креста к деятельности наших врачей в Алеппо и на осуждение действий боевиков так называемой «оппозиции». При этом он комментарии «Красного креста» назвал «циничными», «недостойными высокого статуса этой организации», которые, по мнению генерала, свидетельствую о равнодушном отношении к убийству российских врачей.
Между тем независимые эксперты и военные журналисты обращают внимание на тот факт, что руководство российских военных по каким-то причинам отдало приказа развернуть госпиталь в непосредственной близости от места боевых действий. Так, Роман Сапоньков, российский журналист, освещающий ход вооруженного противостояния армии Башара Асада с повстанческими силами с места событий, заявил, что некоторые российские генералы обязаны снять свои погоны.
По его мнению, на их совести лежит «показуха» с помощью мирному населению по выходу из зоны боевых действий. Но никто оттуда не вышел, говорит журналист, ведь о людях попросту забыли, и никто не заботился о безопасности своих же граждан. А разбить госпиталь в километре от зоны интенсивных боевых действий – это просто «королевский подарок» российских генералов противнику, говорит Сапоньков.
С журналистом солидарны многие независимые эксперты, которые также не могут найти ответа на вопрос, почему палаточный госпиталь был разбит настолько близко к местам боевых действий, фактически у самого коридора, по которому, согласно договоренностям Москвы и Дамаска, из осажденной части Алеппо должны были выходить повстанцы. Более того, эта линия выхода ранее также обстреливалась боевиками – 20 октября 2016 года.
При этом в ответ на заявление Игоря Конашенкова насчет «цинизма» и равнодушия» Красного креста, эксперты напоминают, что именно Минобороны РФ и армию официального Дамаска обвиняют в обстреле гуманитарного конвоя организации, произошедшим в сентябре 2016 года под Алеппо.
Кроме того, аналитики указывают на противоречивость данных и видеорепортажей по обстрелу госпиталя, в частности, по количеству попавших в цель мин, не соответствие данных о последствиях обстрела, предоставленных российской стороной, и данными, полученными из независимых источников, некоторых иных моментов.
Не менее странным для экспертов представляется и заявление Минобороны РФ о том, что в момент обстрела госпиталя в нем не было ни российский, ни сирийских военных. А ведь он находился совсем близко от зоны военных действий и должен был постоянно охраняться, а также быть обеспеченным военным прикрытием. Руслан Левиев, эксперт международной расследовательской группы Conflict Intelligence Team, говорит, что его удивляет то, что даже в видеорепортажах проасадовских и пророссийских СМИ, в частности, Anna News и News Front, отчетливо видно, как сразу же после первого обстрела, когда одна из мин попала в палатку, бегают российские и сирийские военные, в том числе выносящие раненую медсестру. А это доказательство того, что Минобороны сообщило неверные данные.