Сирийская армия накануне оставила позиции в городе Пальмира, сейчас населенный пункт контролируется боевиками ИГИЛ. Результат боестолкновений в Пальмире может оказать серьезное влияние на дальнейший ход событий в Сирии. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «lenta.ru».
В своей публикации обозреватель Илья Крамник пишет, что правительственные войска Сирии 11 декабря оставили позиции в Пальмире и отошли на окраину населенного пункта. Город контролируется боевиками-исламистами из террористической группировки «Исламское государство», запрещенной в ряде стран, включая Россию. Успех, достигнутый террористами во время боев за Алеппо, может серьезно повлиять на ход кампании.
В начале прошлой недели исламисты начали наступление в окрестностях Пальмиры. До конца недели они сумели занять позиции в восточном, южном и северном направлении от населенного пункта, в итоге Пальмира оказалась в полукольце. В субботу, 10 декабря террористы перешли в атаку, но были отброшены, в том числе благодаря действиям российских ВКС. Как оказалось позже, успех в отражении атаки был временным.
Накануне Таляль Барази, губернатор провинции Хомс рассказал о потере сирийскими войсками контроля над Пальмирой. Правительственные силы отошли на западную окраину города. Одновременно с контролем над населенным пунктом правительственные войска потеряли возможность контролировать значительную часть расположенных поблизости нефтяных месторождений. На данное время именно эти нефтяные месторождения являются основой энергетического потенциала Сирии.
Успех боевиков стал возможным во многом благодаря отвлечению правительственных войск на бои в Алеппо. Боеспособные подразделения армии Асада принимают меры для взятия под свой контроль Алеппо. Отвлечением внимания основных правительственных сил от Пальмиры успешно воспользовалось руководство ИГИЛ, которое и ранее демонстрировало способность наносить довольно болезненные удары в Сирии и Ираке.
Напоминает Крамник, что формально действующие в Алеппо исламисты и светские организации не входят в число союзников структуры, созданной в свое время Абу-Бакром аль-Багдади. Поэтому вряд ли есть смысл считать, что исламисты ИГИЛ действительно стремились отвлечь силы Асада от происходящего в Алеппо. В то же время не исключено, что именно эту цель преследовали другие заинтересованные стороны. Последние силы могли надеяться, что действия исламистов возле Пальмиры не позволят сирийским и российским войскам добиться желаемого результата в Алеппо.
Для ИГИЛ действия в Пальмире являются способом заявить о себе в политическом плане, повысить репутацию в глазах возможных спонсоров и захватить новые боевые трофеи. Общеизвестно, что сирийская и иракская армии могут во время беспорядочного отступления оставлять технику и вооружение, которые потом берут на оснащения исламисты. Также необходимо учитывать некоторые особенности организации ИГИЛ.
С точки зрения военной ИГИЛ можно назвать довольно опасной структурой, которая отличается высокой штабной культурой, дисциплиной, а также организованностью. Известно, что командный костяк формируется из самых боеспособных офицеров старой иракской армии. Офицеры армии Саддама остались за бортом при новом режиме, но не утратили мастерства. Кроме того, в ряды ИГИЛ привлекаются иностранные наемники и идейные сторонники, владеющие профессиональным военным опытом. Высокий уровень предварительной подготовки членов бандформирований позволяет регулярно наносить частям сирийской и иракской армии болезненные удары.
Пальмиру придется возвращать.
Создавшуюся на театре военных действий ситуацию можно рассматривать в комплексе. Очевидно, что наступление на Пальмиру не было бы возможным без предварительного ослабления давления на ИГИЛ со стороны членов западной коалиции. Учитывая сопутствующие обстоятельства, приостановка наступления иракских вооруженных сил на город Мосул при поддержке американцев произошла «вовремя».
Однозначно вряд ли можно установить, что стало причиной случившегося накануне. Скорее, имеет место влияние целого комплекса факторов. Российская и сирийская разведки не сумели обнаружить движение боевиков на Пальмиру. Не исключено, что разведка сообщала сирийскому правительству о наличии движения возле города, но официальный Дамаск на поступившие данные никак не отреагировал.
Понятно, что в ближайшем будущем объединенным силам России и Сирии придется возвращать город под свой контроль. В этом случае важно не только то, что весной российская пресса и официальные лица превратили Пальмиру в некое подобие главного символа успеха всей кампании в ближневосточном регионе. Имеет место также ряд других факторов, каждый из которых является важным:
- отсутствие контроля правительственных войск над окрестностями Пальмиры делает Сирию в целом чрезвычайно зависимой от импорта энергоносителей. Учитывая создавшуюся ситуацию, нагрузка по поставке нефти в Сирию ляжет на бюджет России и Ирана;
- Пальмира является важным транспортным узлом, который связывает запад и восток сирийской территории. С учетом местной архитектуры дорожной сети, контроль боевиков над Пальмирой облегчает для ИГИЛ действия в западном направлении. Правительственным войскам потребуется увеличение сил, выделяемых для прикрытия сети разветвляющихся дорог.
В теперешней ситуации российская и сирийская армии не заинтересованы в длительном ожидании. Боевики ИГИЛ могут перейти в наступление в западном направлении. Поскольку наступление не будет неожиданным, потери от боевых действий вполне могут оказаться неприемлемыми.