Победоносная маленькая война делается все большей и большей, когда на севере Сирийской Арабской Республики (САР) втягивается Турция в противостояние с боевиками «Исламского государства» (ИГ или ИГИЛ). Об этом 23 декабря рассуждает «Коммерсант».
Турецкой армии нанесены наиболее значительные единовременные военные потери с начала ее вмешательства в конфликтное противостояние на севере САР четыре месяца тому назад.
В боях с «Исламским государством» в окрестностях населенного пункта Эль-Баб, согласно данным армейского командования, за прошедшие сутки убиты шестнадцать военнослужащих. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что 33 турецких военных ранены.
Кампания Анкары в Сирии, задуманная как победоносная маленькая война и развивавшаяся успешно на начальных стадиях, превращается в головную серьезную боль для руководства Турции. В операции под названием «Щит Евфрата», начатой турками 24 августа текущего года, наиболее ожесточенными боями в последние несколько дней стали стычки на подступах к Эль-Бабу.
На него наступают турецкие подразделения и отряды сирийской оппозиции в САР, которые натолкнулись на действия смертников из ИГИЛ.
Лишь за один день, по сведениям из генштаба Турции, ее вооруженные подразделения лишились убитыми 16 человек (всего в ходе «Щита Евфрата» безвозвратно армия Анкары потеряла 35 человек). К тому же еще десятки людей убитыми не досчитались в отрядах считающейся оппозиционной режиму Башара Асада Свободной сирийской армии. Она, как известно, поддерживается Турцией.
В третьей декаде декабря в ее парламенте положения предварительного отчета про ход операции с названием «Щит Евфрата» представил депутатам Фикри Ышык – министр обороны. С его слов, с конца лета от ИГИЛ очистили территорию площадью в две тысячи квадратных километров, уничтожено свыше тысячи исламистов из группировки ИГ. Как утверждалось министром, операция в городе Эль-Бабе перешла в фазу зачистки этого города от ИГИЛ. В таком же духе на недавней пресс-конференции высказался и турецкий президент Эрдоган. Дескать, ИГИЛ в Эль-Бабе последние сутки доживает.
Впрочем, последнее сообщение с театра воинских действий скорее свидетельствует про обратное. Так, на ряде участков провели исламисты серию успешных контратак и отбили даже у штурмующих пару танков «Леопард» немецкого производства и одну броневую машину пехоты. Силы турков, ведущие наступательные действия на Эль-Баб, завязли на подступах к нему. И не указывает ничто на то, что удастся в обозримом периоде времени добиться Анкаре решающих успехов, анонсированных ее политиками.
Как напоминает изданию «Ъ» Александр Васильев, редактировавший книгу о турецкой военной машине, ее силе и слабости в Центре анализа технологий и стратегий, для военных Турции «Щит Евфрата» поначалу развивался довольно успешно, когда без особого труда им удалось потеснить силы ИГИЛ вглубь сирийской территории.
Бой за Эль-Баб стал для турков первым настоящим испытанием – таких значительных сил, пехотных и танковых, в операции Анкара еще не задействовала. По словам Васильева, турецкие командиры понимали, каким сложным окажется штурм столь сильно укрепленного города, как Эль-Баб. К началу операции были в данный район переброшены дополнительно силы специального назначения. Турки готовились, по мнению Александра, и к встрече со смертниками, и к минным войнам, и к партизанским рейдам и набегам на дороги и коммуникации.
Васильев утверждает, что несмотря на тяжелые понесенные потери, сохранят солдаты турецкого контингента боеспособность и, более того, начнут действовать еще более упорно. Военнослужащие этого государства обладают, мол, одним качеством, отличающим их от коллег из Европы, а именно малой чувствительностью к потерям. Готовы они якобы драться в исключительно некомфортной ситуации.
До сражения за Эль-Баб были гораздо «комфортнее» условия деятельности турецкой военщины на севере САР. Опрошенные изданием «Коммерсант» эксперты указывают на то, что основная цель Анкары в момент принятия решения по вводу войск в соседнее государство заключалась отнюдь не в борьбе с «Исламским государством», а в стремлении помешать формированию вдоль границ с Турцией территориальных образований курдов Сирии, объединения их двух анклавов. Эль-Баб как раз расположен между ними.
На первом этапе операции не силы ИГИЛ, а именно курдские отряды выступали основным военным противником турков, вошедших на сирийскую территорию. Боевые стычки с ними, хоть и порой носили ожесточенный и драматический характер, никогда тем не менее не приводили к такой тяжелой единовременной потере, как последнее столкновение с ИГ.
Тем временем президентом России Владимиром Путиным 23 декабря на пресс-конференции заявлено, что трехсторонний процесс сотрудничества РФ, Ирана и Турции сыграл решающее значение в деле освобождении города Алеппо в САР. Без российского участия, как нескромно заметил хозяин Кремля, было бы сделать это невозможно. Путин отметил при этом и действия президента Сирии Башара Асада.
Кроме того, глава России определил вывод свыше ста тысяч человек из городских кварталов Алеппо как «крупнейшую в мире международную гуманитарную акцию». Что касается международной обшественности, то многие ее представители придерживаются иного мнения. Действия РФ в САР они квалифицируют как военные преступления.
Маленькая победоносная война в Сирии становится большой
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.