Иранских силовиков подозревают в умышленном развертывании своих сил возле российских позиций в Сирии. Израильские военные опасаются, что в случае провокации по проиранским силам будет невозможно нанести удар, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Иранское руководство обозреватели обвиняют в умышленном развертывании подразделений возле позиции российских военных на сирийской территории. Издание Times of Israel пишет, что такая тактика применяется Тегераном, чтобы добиться укрепления своего военного присутствия и одновременно избежать израильских ударов. Как правило, израильская армия не желает подвергать излишней опасности россиян. Израильские эксперты подтверждают, что тактика действительно является важным сигналом Кремлю.
По данным журналистов Times of Israel развертывание проиранских сил осуществляется под видом строительства в Сирии жилых зданий. Анонимные собеседники издания утверждают, что такие объекты, которые строятся якобы для гражданского населения, на самом деле используются шиитскими ополченцами, полностью подконтрольными Тегерану. В публикации утверждается, что работы по строительству с российским военным командованием не согласовываются. Фактически российские военные, пребывающие вблизи подобных объектов, в случае потенциального удара израильских силовиков превращаются в живой щит для проиранских военных формирований.
Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) ранее неоднократно демонстрировала свою решимость в борьбе с экспансией Ирана возле своих границ. Журналисты израильского издания называют иранскую политику свидетельством того, что партнерство Москвы и Тегерана в Сирии мне настолько прочное, как кажется на первый взгляд. Кремль признает, что присутствие в арабской республике шиитских военных формирований жизненно важно для режима Башара Асада, но иногда действия Тегерана по расширению своего влияния вызывают у россиян недоумение.
В Израиле нередко обращаются к гипотезе о том, что в Сирии Иран намерен изменить конфессиональный дисбаланс в пользу шиитов, которых поддерживает Дамаск. Это утверждение, по мнению ряда западных обозревателей, имеет слабую доказательную базу, но очевидным выглядит потенциал борьбы Москвы и Тегерана за экономические проекты в Сирии. Одним из объектов, за которые вели борьбу россияне и иранцы, является порт в Тартусе.
На наличие неоднозначных моментов в одной из своих прошлогодних научных статей обратил внимание Брендон Фридман, специалист Центра исследования Ближнего Востока и Африки имени Даяна Моше. Он рассматривал отношения между участниками сирийского «триумвирата» (Россия, Турция и Иран). Эксперт констатировал, что более предпочтительным для Тегерана является вариант, при котором сирийский режим остается в подчиненном положении.
«Ливанизацией» эксперт называет план Исламской Республики по послевоенному устройству Сирии. Фридман объяснил, что сценарий Тегерана подразумевает существование в Сирии «правительства с ослабленными институтами, полностью зависимыми от Ирана». Одной из причин стремления Москвы к политическому переходу в Сирии, эксперт называет то, что новое сирийское руководство вряд ли будет настолько зависимым от Ирана, как Башар Асад в настоящее время. Тем не менее, на практике обсуждать политический переход в Сирии пока рано.
Израиль пытается избегать конфликтов с россиянами.
Научный сотрудник израильского аналитического центра «Форум регионального мышления» Елизавета Цуркова рассматривает публикацию Times of Israel как сигнал Израиля России и Ирану. Таким образом еврейское государство показывает, что хорошо понимает новую тактику Исламской Республики. Эксперт напомнила, что в начале российского военного вмешательства в Сирии Израиль договорился с Кремлем об устранении конфликтных ситуаций.
Израильские чиновники заранее позаботились о предотвращении случайных перестрелок между российской армией и ЦАХАЛ. Исключением стал только удар по аэродрому Тияс, последовавший в ответ на вторжение иранского беспилотника в воздушное пространство Израиля. В остальном общедоступная информация указывает на то, что Израиль избегает бомбардировок целей в Сирии, где есть российское военное присутствие. Желание Израиля не нанести ущерб российским интересам и силам в Сирии хорошо понимают в Тегеране.
Сейчас, видимо, иранское руководство использует позицию Израиля для защиты собственных формирований. По словам Цурковой, Израиль попытался наладить хорошие отношения с Кремлем, которые вряд ли поставит под угрозу атакой на иранские силы. Исключением могут быть только случаи, когда иранские формирования представляют серьезный риск с точки зрения безопасности, как это было в случае с нарушением воздушного пространства. В создавшейся ситуации Израиль будет полагаться на дипломатию и, скорее всего, попытается убедить в Москву в необходимости предотвращения строительства иранских баз возле российских позиций.
Отмечает эксперт, что районом, который вызывает в Израиле наибольшее беспокойство, является юго-западная Сирия, из-за близости территории к оккупированным Голанским высотам. Вместе с тем, если базы проиранских формирований будут размещены и немного дальше пограничной зоны, это не значит, что израильское руководство не увидит в этом проблемы. Подчеркивает аналитик, что в настоящее время в Сирии интересы России и Ирана совпадают.
Москве иранские боевики нужны для очистки территории от повстанцев. В дальнейшем Россия, сирийское правительство, Иран и «Хезболла» планируют совместно совершать наступления. При этом российские силовики обеспечивает воздушное прикрытие иранским боевикам и силам сирийского режима. Однако в перспективе долгосрочной интересы Москвы и Тегерана не совпадают, поскольку Кремль заинтересован в том, чтобы представить в Сирию как историю своего успеха. Стремление россиян не совпадает с интересами Тегерана.