С учетом информации о химической атаке в Думе и заявлений американского президента Трампа аналитики рассматривают сценарии дальнейшего развития событий в Сирии. Существует несколько вариантов ракетного удара США и американских союзников по объектам на сирийской территории, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-би-си.
Обозреватель Русской службы BBC Юри Вендик в своей публикации пишет, что ситуация вокруг Сирии в последнее время заметно накалилась. Некоторые российские и западные комментаторы всерьез рассматривают возможность начала мировой войны. Более эмоционально устойчивые авторы предпочитают говорить об ограниченном ударе и возможности дальнейшего начала «третьей мировой в отдельно взятом государстве».
Сирийского диктатора Башара Асада США, Франция и Великобритания подозревают в применении химического оружия в городе Дума. Предполагается, что в ближайшее время союзники нанесут удары по силам президента Асада. Политические обозреватели и аналитики по этому поводу высказывают разные предположения, обобщение гипотез позволяет составить несколько сценариев дальнейшего развития событий на сирийской территории.
При этом следует помнить, что все изложенные сценарии, как и любые другие гипотезы, можно воспринимать только как предположения условные и упрощенные. На самом деле в ближневосточном конфликте в целом и в Сирии в частности слишком много действующих лиц. Поэтому уравнения, которые описывают ситуацию в регионе, содержат огромное количество неизвестных, из-за неопределенности зарубежные наблюдатели не могут строить более-менее точные прогнозы. Тем не менее, не учитывая гипотетические неточности будущий ракетный удар можно описать с помощью нескольких сценариев:
- ограниченный удар. Союзные силы во главе с США наносят удар по одному или нескольким военным объектам, которые сочтут связанными с химической атакой в Думе. В этом контексте комментаторы упоминают удар американскими крылатыми ракетами по авиабазе Шайрат в ночь на 7 апреля после состоявшейся в городе Хан-Шейхун химической атаки.
В данном сценарии российские силы не пытаются помешать удару союзников, как и не предпринимали попытку предотвратить атаку год назад. Эксперты этот сценарий считают маловероятным и указывают на то, что американцы и их союзники политические ставки подняли слишком высоко. Поэтому ограниченная демонстративная атака будет выглядеть недостаточным и неэффективным ходом в игре;
- ограниченная кампания. Второй сценарий предусматривает, что США и союзники нанесут удар по нескольким сирийским объектам в течение непродолжительного промежутка времени. При этом вмешательство России не предполагается. Такое развитие событий в экспертной среде считают наиболее вероятным.
Тезис о невмешательстве России в сирийские события вряд ли требует дополнительного объяснения. Профильные специалисты, которые размышляют о неизбежности столкновения держав на сирийской территории из-за того, что Москва не сможет остаться в стороне после удара по союзнику Асаду, не учитывают одно важное обстоятельство. Почти неизменно все российские политики и представители силовых структур в своих заявлениях, касающихся сирийской темы, подчеркивают, что ответный удар Москва нанесет лишь в том случае, если в ходе атак союзников пострадают российские военные.
Об этом днями заявлял начальник генштаба Валерий Герасимов. Одним из последних 11 апреля заявление такого содержания сделал заместитель председателя комитета Совфеда по обороне Евгений Серебренников. Политик заявил о надеждах Москвы на то, что в случае американских ударов жизнь российских военнослужащих не будет поставлена под угрозу.
Посол России в Ливане Александр Засыпкин сказал, что россияне будут сбивать «ракеты и платформы, с которых они запускаются» без уточнения о пострадавших россиянах, но мировая пресса использует лишь короткий пересказ интервью дипломата на «Аль-Манар». В Москве комментируют эти слова уклончиво. То есть, возможен вариант, при котором российские военные на время ударов покинут сирийские объекта, а базы Хмеймим и Тартус союзники не буду трогать. В таком случае столкновение держав не произойдет, как случилось год назад после удара по Шайрату;
- «маленькая мировая». Этот сценарий маловероятен, но сбрасывать его со счетов не следует. Согласно гипотезе, российские силы могут сбить ракеты или самолеты союзников, которые, как им показалось, угрожают Хмеймиму или Тартусу. После предположительных ударов россиян союзники в ответ бьют по зенитным комплексам, происходит быстрый обмен ударами (решения принимаются автономно и автоматически командирами на местах).
Мгновенно взлетевшее политическое напряжение перепуганным политикам придется в срочном порядке разряжать. После нормализации ситуации на политическом уровне «третья мировая война в отдельно взятой стране» завершится, так и не начавшись;
- «региональная война». В ответ на удары коалиции войска Асада, Иран и «Хезболла» могут нанести или попытаются нанести удары по американцам на сирийской и иракской территории. Целями также могут быть корабли и базы союзников в регионе или Израиль. Затем в масштабные боевые действия могут быть втянут кроме Израиля также Ирак и Саудовская Аравия с другими арабскими государствами Залива. Последствия конфликта трудно предсказать, но и вероятность его на сегодняшний день крайне незначительная;
- «все сошли с ума» (значительно ухудшенная версия предыдущего сценария). После обмена ударами в Сирии политики не могут или не желают остановить военных. Из-за резкого роста общей напряженности или по причине повышения ставок политиками может возникнуть новый очаг противостояния, к примеру, на Балтике. В это время ситуация может разрастись до масштабного конфликта со столкновениями или противостоянием на многочисленных театрах, включая угрозу применения ядерного оружия.
В последние дни многие российские телеканалы рассказывают телезрителям о том, что нужно брать с собой в бомбоубежище. Трезвомыслящие обозреватели, тем не менее, считают такой сценарий мрачной фантазией в стиле разработчиков компьютерных игр.