Военные Турции открыли артиллерийскую стрельбу по территории Сирии в ночь с 3 на 4 октября. Об этом сообщило агентство Рейтер, ссылаясь на представителей премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана. В связи с этим инцидентом на границе Турции и Сирии соберется на экстренное заседание Совет НАТО. Решение об этом принималось в разговоре по телефону министра иностранных дел Турции с генеральным секретарем НАТО.
По заявлениям турецких чиновников, огонь был открыт в ответ на падение артиллерийского снаряда в приграничном турецком городе Ачкала. Чиновники уверяют, что запущенным с сирийской территории снарядом был разрушен жилой дом, шесть человек, из которых один – ребенок, погибло, а десятеро получили ранения.
В сообщении представителя турецкого правительства говорится, что турецкая артиллерия открыла огонь по целям, которые были определенны турецкими радарами, в полном соответствии с правилами ведения боя. Все цели на сирийской стороне были подавлены, отмечается в сообщении.
Пресс-служба турецкого правительства подчеркнула, что по указанию самого премьера Эрдогана были незамедлительно были реализованы все инициативы дипломатических правил. Телефонные консультации провел глава МИД Турции с Генеральным секретарем Организации объединенных наций Пан Ги Муном , а также с некоторыми министрами иностранных дел государств-членов Совета безопасности ООН.
Обращает на себя внимание слог сообщения пресс-службы правительства Турция, где без особых дипломатических оборотов Турция, по сути, угрожает своему соседу, используя термины «провокация» и «угроза национальной безопасности».
По свидетельствам очевидцев, в данный момент к сирийской границе подтягиваются бронетехника, ракетные и артиллерийские батареи.
Такой реакции не было даже после сбитого сирийской армией истребителя турецких ВВС. Тогда Дамаск предоставил турецкой стороне полную возможность участвовать в поисковой операции по спасению летчиков. Сам Башар Асад принес извинения за инцидент. Хотя Дамаск настаивал (и Анкаре пришлось с этим согласиться), что турецкий самолет таки нарушил воздушное пространство Сирии и у сирийских военных все формальные основания открыть огонь на поражение нарушителя.
Сейчас же один-единственный артиллерийский снаряд вызвал столь бурную реакцию в Турции. Настолько бурную, что сразу возникает вопрос, а был ли снаряд? И даже если был, то не было ли это хорошо спланированной провокацией? Уж как-то всё складывается один к одному – как будто все ответственные лица в Анкаре сидят на своих рабочих местах и ждут падения этого злополучного «шального» снаряда. Не секрет, что приграничные с Сирией районы Турции наводнены не только беженцами, но и дезертирами из правительственных войск и боевиками всех мастей, включая радикальных экстремистов. Для «воинов аллаха» создание провокаций – излюбленный прием, который позволяет им не только «законно» наносить ответные удары, но и мобилизовывать единоверцев по всему миру. В этом отношении интересны данные, приведенные авторитетным немецким изданием Die Welt, полученные от источников в Федеральной разведывательной службе ФРГ (BND): в рядах сирийской вооруженной оппозиции граждан Сирии всего 5 процентов, остальные 95 процентов – профессиональные боевики, в том числе из печально известной «Аль-Каеды». Причем большинство наемников прибыло в Сирию из Африки, то есть имеют опыт вооруженной борьбы и провокаций в Ливии, Тунисе, Египте, Алжире, Марокко, Мавритании, Судане, Сомали и т.д.
По всей видимости, понимая соблазн использовать провокацию для начала полномасштабного вторжения в Сирию противников Башара Асада, Генсек ООН Пан Ги Мун призвал министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу сохранят открытыми все каналы коммуникаций с Сирией. По этому поводу Пан Ги Мун также связался со спецпосланником ООН и ЛАГ в Сирии Лахдаром Брахими по телефону.
Эксперты отдела «Новости Азии» журнала «Биржевой Лидер» не удивятся, если под предлогом артобстрела со стороны Сирии турецкие власти попробуют получить разрешение национальных и международных институтов на расширение военного противостояния с Дамаском.