В воскресенье в Турции завершились парламентские выборы. В результате подсчета 100% бюллетеней стало понятно, что одержала победу политическая сила «Партия справедливости и развития» (ПСР). «За партию проголосовали 40,8% избирателей», - сообщают эксперты раздела «Новости Турции» онлайн-журнала «Биржевой лидер».
Многие эксперты подмечают, что вследствие парламентских выборов пошатнулась позиция президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, ранее занимавшего должность премьер-министра. Так, набранное количество голосов дает право «Партии справедливости и развития» представить 256 министров в парламенте. Однако если ПСР претендовала на принятие самостоятельных решений, то она должна была завладеть как минимум 330 мандатами. В том случае, если Эрдоган пытался переписать Конституцию без проведения референдума, он должен был набрать 367 мест в парламенте. Напомним, что в последнее время очень часто фигурирует мысль о том, чтобы переделать Турцию из парламентской в президентскую страну. Если сравнить с показателями предыдущих выборов, то тогда Эрдогана поддерживали 49% избирателей, но с течением времени население стало меньше доверять действующему президенту. «Партия справедливости и развития» после победы на выборах должна заняться формированием коалиции.
Отметим, что в результате подсчета голосов второе место заняла «Народно-республиканская партия» с 25,2% голосов и 133 мандатами. На третьем месте с 16,5% голосов и 83 мандатами оказалась «Партия националистического движения». Примечательно, что впервые набрали достаточное количество голосов для вхождения в парламент и курды («Демократическая партия народов») с 12,98% голосов и 81 мандатом. Однако в Турции не рассматривают возможность вхождения курдов в коалицию. Сам лидер ДПН Селахаттин Демирташ исключил эту возможность, напомнив, что ПСР не признает курдского вопроса. К тому же курды еще не забыли, как в Турции приговорили к пожизненному заключению их лидера Абдуллу Оджалана, называя его террористом. Еще одно обстоятельство осталось в памяти курдов – Эрдоган не разрешал ополченцам защитить сирийский курдский приграничный город Кобани, который захватили боевики «Исламского государства». И пока Турция раздумывала, открывать ли границу, в Кобани погибло более тысячи человек.
Таким образом, ПСР при формировании коалиции не может рассчитывать на партию курдов. В то же время эксперты уверены, что формирование коалиции вряд ли поддержит «Партия Нацдвижения». Ранее лидер партии Девчет Бахчели заявил, что фракция намерена играть важную роль в рядах оппозиции. Он заявил, что если коалиции не будет среди других партий, то стоит ожидать роспуска парламента и новых выборов.
Тем самым, в Турции постепенно назревает политический кризис. Особенно остро эта проблема скажется на самом президенте Турции и его партии.
Но у ПСР есть последний шанс – формирование коалиции с оппозиционной партией НРП. Однако эксерты напоминают, что и у этой партии были разногласия с ПСР. Ранее оппозиционная партия заявляла, что именно ПСР помогает боевикам ИГ, что именно эта партия ответственна за гибель 301 горняка 13 мая 2014 года на шахте в городе Саме. Сразу после инцидента депутат от НРП Маниса Озгюр Озель заявил, что не раз призывал парламент рассмотреть вопрос безопасности частных шахт.
Эксперты о политической ситуации в Турции.
Свою точку зрения относительно сложившегося политического кризиса выразили различные эксперты. Так, турецкий политолог Айдын Сезер отметил, что в турецкой политике, кроме партий и парламента, есть еще одна важная фигура – президент Тайип Эрдоган.
Эксперт выражает уверенность, что коалиционное правительство же давно было бы создано, если бы на должности президента был другой политик. «Но сейчас совершенно иная ситуация из-за стратегии Эрдогана», - заявил Айдын Сезер.
Ситуацию прокомментировал и эксперт Мохаммад Фараджаллах. По его словам, в ходе предвыборной кампании Эрдоган обещал сделать многое, однако не все сделано. «Именно этим и обусловлен такой результат парламентских выборов», - объясняет эксперт. Так, Эрдоган за годы президентства так и не повысил зарплаты, не договорился с ЕС о безвизовом режиме, не подписал ассоциацию с ЕС, хотя ранее и обещал. Отношение общества к Эрдогану изменилось после ареста главного редактора турецкой газеты Zaman Экрема Думанлы. В декабре в отношении редактора было выдвинуто обвинение в участии в организации госпереворота. К тому же в Турции постоянно блокируют те или иные социальные сети. Эти и многие другие факторы позволили туркам понять личность Эрдогана, который вовсе не отличается демократическими взглядами на жизнь. По мнению эксперта, народ попросту испугался проявления диктатуры. Не стоит забывать и о внешнеполитическом поведении Турции в эти годы. Так, у Турции обострились отношения с Египтом, ОАЭ и Саудовской Аравией из-за поддержки бывшего президента Египта Мухаммеда Мурси и «Братьев-мусульман». Но вместе с тем турки не видят угрозы для строительства газопровода «Турецкий поток» с Россией. «Жители Турции видят выгоду в дешевых энергоресурсах», - подчеркивают эксперты.
Тем самым, на политической арене в Турции пока неопределенность. Что будет дальше, покажет только время.