«Президент Турции Реджеп Эрдоган понял, что российский президент преувеличивает значимости российского газа для Европы», - пишет в своей статье Михаил Поживанов, председатель Фонда муниципальных реформ «Магдебургское право», народный депутат Украины 4 созывов.
То, что правящая партия турецкого президента на парламентских выборах набрала всего лишь 40 процентов голосов (что на 9 процентов меньше, нежели в 2011), связано в том числе и с позицией Эрдогана по Крыму. Позиция эта достаточно аморфная. «Турецкий лидер одновременно протягивает российскому президенту руку дружбы в вопросе «Турецкого потока» и осуждает ущемление прав крымских татар русскими оккупантами», - отмечает автор.
В Москве смотрят на коллегу скептически, а его крымские рефлексии стараются пропустить мимо ушей. «Никуда Эрдоган не денется», - резюмируют российские СМИ. Впрочем, сейчас, когда позиции Эрдогана зашатались внутри государства, геополитические расклады могут тоже измениться. «Или как минимум быть откорректированы», - отмечает Поживанов.
«Прежде всего, - пишет автор, - необходимо понимать, что турецкая крымскотатарская диаспора является самой крупной в мире». Согласно некоторым оценкам, в этом государстве проживает почти миллион крымчаков, а если посчитать и тех, чьи предки прибыли в Турцию до ХХ века, то численность лиц с крымскотатарскими корнями будет составлять в пределах 4-6 миллионов.
Игнорировать настроения крымскотатарской общины нельзя.
Согласно словам Поживанова, в Турции не публикуют информацию, касающуюся этнического состава населения, в связи с чем социология получается «любительская». Автор подчеркивает, что, несмотря ни на что, не учитывать настроения крымскотатарской общины нельзя. То, что президент пренебрег этими настроения в своей политике двойных стандартов, сказалось на уровне его электоральной поддержки. Но ошибки (с точки зрения турецкого лидера) допустил и президент России, когда наступил на болезненный для турецкой стороны мозоль, признав геноцид армян в Османской империи в 1915-1916 годах. Больше двух десятков государств мира, а также Совет Европы и ООН признали депортацию армян из Турции геноцидом. Великобритания и Соединенные Штаты предпочитают более нейтральные дефиниции.
Из-за этого недавно имел место дипломатический скандал между Ватиканом и Анкарой, поскольку Папа Римский отдал свой голос той стороне, которая признает армянский геноцид, назвав его одним из самых больших преступлений двадцатого века наряду с нацизмом и сталинизмом. «Что касается Украины, то наше государство до сих пор размышляет, как относится к событиям 1915-1916 годов, и никак не решится присоединиться к какому-то из лагерей», - отмечает автор. «Однако сейчас речь не об этом», - пишет он. Удар, нанесенный российским президентом, простимулировал внешнеполитическую активность истеблишмента Турции в вопросах, которые касаются Крыма. Мевлют Чавушоглу, министр иностранных дел Турции, заговорил о нарушении прав крымского тюркоязычного населения, делая акцент на «атаках и ущемлении», которым подвергаются представители крымскотатарского народа, и пообещал направить в Крым наблюдательную миссию Анкары.
В свою очередь, президент Эрдоган во время разговора с Мустафой Джемилевым в день годовщины депортации крымских татар заявил о своей солидарности и поддержке «в эти траурные дни». Лидер Турции отметил, что безопасность крымскотатарского народа видит как один из своих приоритетов.
Эрдоган пытается исправить ситуацию.
Тем временем, как известно, съезд татар, состоявшийся в прошлом году в Крыму, в нынешнем году пройдет как раз в Турции и уже совсем скоро, - по предварительным данным, в июле месяце. «Похоже, турецкий президент догоняет поезд, только что отошедший от платформы парламентских выборов, пытаясь спасти собственное политическое реноме», - отмечает Поживанов. «Видимо, - пишет автор, - уже и совместный с Российской Федерацией проект строительства газопровода представляется ему не таким и привлекательным». Впрочем, дело тут не только в отношении российского президента к геноциду армян либо в оккупации Крыма. Пускай и с опозданием, однако Эрдоган понял еще одну не очень приятную истину: партнер из России обманывает его, сильно преувеличивая важность российского «голубого топлива» для Южной Европы. Ведь «Турецкий поток», согласно плану, должен стать альтернативой «Южному» (его строительство остановлено).
Путин соблазнял президента Турции перспективой газопровода, имеющего накопительный хаб на границе с Грецией, откуда российский газ будет идти в Европу. «Наблюдая за такими потугами, - отмечает автор статьи, - европейские специалисты предупреждали: Российская Федерация теряет собственную значимость на европейских энергетических рынках, и ее очень знаменитый газ уже не котируется».
«Следовательно, - пишет автор, - президенту Турции есть над чем подумать». «Изменить отношение к России и более четко расставить приоритеты уже сейчас должно быть для него задачей номер один», - отмечает Поживанов.