Партия Реджепа Эрдогана получила по итогам недавних парламентских выборов в Турции 316 парламентских мест, недотянув в итоге до 330 мандатов, позволивших бы объявить в стране референдум относительно изменения конституционного строя на президентскую республику. Более детально о том, сумеет ли Эрдоган в итоге превратить Турцию в президентскую республику, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Интернет-портал Русской службы ВВС напоминает, что партия президента Турции Реджепа Эрдогана сумела одержать по итогам прошедших парламентских выборов более чем убедительную победу – партия Справедливости и развития заполучила в итоге 316 мандатов. Несмотря на некоторую нехватку мандатов, не позволяющую его политической силе сразу же объявить в стране референдум относительно изменения в Турции конституционного строя и превращении страны в президентскую республику, действующий глава государства вовсе не отказывается от идеи консолидировать в своих руках всю власть.
Одновременно с этим, президентская партия, несмотря на столь убедительную победу, прекрасно понимает, что турецкое общество в настоящее время разделилось во мнениях, и этим как раз и объясняется обещание партии Справедливости и развития "править от имени всех", хотя большинство представителей оппозиции относятся к данному обещанию с подозрением.
Из-за возобновления насилия в населенных курдами регионах Турции определенную часть голосов потеряла Демократическая партия народов, известная своей прокурдской позицией. Лидеры этой политической силы заявили, что беспорядки были спровоцированы турецким правительством для того, чтобы предстать перед обществом единственным в Турции гарантом стабильности. Сам Эрдоган, который, согласно турецкой Конституции, должен находиться вне ведущейся на политическом поле борьбы, провел последнюю избирательную кампанию под весьма громким лозунгом, предложив избирателям простой выбор: либо он, либо хаос.
Глава государства выступил на данных выборах в роли единственного спасителя Турции от нестабильности, и многие турецкие избиратели действительно поверили в это. Стоит напомнить, что за время пребывания у власти Эрдогана представители оппозиционных политических сил постепенно утрачивали доступ к средствам массовой информации, а журналистов, которые были критически настроены по отношению к действующей власти, заставляли замолчать тем или иным способом. Тем временем главный вопрос – попытается ли Эрдоган после столь грандиозной победы своей политической силы объединить страну – пока остается без ответа.
Эрдоган заявляет, что он не собирается насаживать в Турции исламские ценности.
Стоит напомнить, что Реджеп Эрдоган, в свое время 11 лет занимавший должность главы правительства, стал первым всенародно избранным президентом Турции – до того, как он занял президентское кресло, данная должность была, скорее, церемониальной. Став президентом, он постепенно начал концентрировать в своих руках все большую власть, а главной целью Эрдогана является превращение Турции в президентскую республику. Отметим, что в настоящее время она является парламентской республикой. В свою очередь, представители оппозиционных сил больше всего опасаются, что глава государства стремится постепенно превратить светскую страну, коей сейчас является Турция, в фундаментальное исламское государство.
Сам Эрдоган заявляет, что он вовсе не собирается насаждать в Турции исламские ценности. Он объясняет, что является последовательным сторонником светского пути возглавляемой им страны, однако при этом активно поддерживает право турецких граждан на открытое выражение своих религиозных убеждений.
Такого рода заявления с удовольствием воспринимают жители турецкой провинции Анатолия, на территории которой и проживает основной электорат президентской политической силы. Наиболее преданные сторонники Реджепа Эрдогана и партии Справедливости и развития уже стали именовать нынешнего главу государства "султаном", словно пытаясь вернуть современную Турцию в "золотые дни" Оттоманской империи.
В ноябре позапрошлого года на территории Турции был отменен запрет на ношение в государственных учреждениях женских головных платков – исключение оставили только лишь для полиции, армии и судов, положив в итоге конец ограничению, действовавшему в стране на протяжении многих лет. Эмине, жена Эрдогана, одевает головой платок на все официальные и светские мероприятия, точно так же, как и жена Абдуллы Гюля, многолетнего сторонника президента Турции. Между тем противники главы государства напоминают о пока что неудачных попытках Эрдогана сделать уголовным преступлением супружескую измену, а также вести в некоторых регионах Турции полный запрет на алкоголь.
Также стоит обратить внимание и на еще один момент: на протяжении десятилетий, предшествовавших победе на парламентских выборах президентской политической силы, армия четырежды непосредственно вмешивалась в политику государства для того, чтобы пресечь растущее влияние исламистов. В 2013 году Эрдоган сумел окончательно смирить турецкую военную элиту – ряд членов высшего военного командования Турции получили пожизненные сроки за попытку военного переворота, направленного против партии Справедливости и развития. Под следствием также оказались и сотни офицеров, а также светские политики и журналисты – все они стали жертвами операции, названной "Операция молото". В итоге Эрдоган, к восторгу своих сторонников, все-таки сумел удержать убедительную победу над военными и политическими фигурами, считавшимися ранее неприкосновенными стражами государства, созданного знаменитым Мустафой Кемалем.