После почти часового разговора главы Кремля с Эрдоганом стало достоверно известно, что Путин поручил начать быстрое снятие ограничений для туристов из России на поездки на популярные турецкие курорты. Это произошло уже на следующий день после ужасного теракта в аэропорту города Стамбула. О том, как могут в дальнейшем развиваться отношения обеих стран, рассказывают эксперты, пишет «Московский Комсомолец».
«Турция, будучи одной из жертв терроризма, не имеет другого пути».
Политолог А. Сотниченко искренне надеется, что состоявшийся после упомянутого теракта телефонный разговор между двумя президентами приведет к заявленной персональной встрече и подписанию неких соглашений или хотя бы определенных устных договоренностей о быстром восстановлении международных российско-турецких отношений в предыдущем объеме.
И Россия, как считает эксперт, в условиях санкций со стороны ЕС и США заинтересована в современной Турции, и та же Анкара является заинтересованной в Москве в условиях разразившейся террористической войны и настоящего провала своей политики в регионе Ближнего Востока. Сотниченко полагает, что если турецкий и российский лидеры обратят особое внимание не только на постепенное восстановление предыдущих экономических связей, но и на активное развитие обоюдовыгодного политического диалога, то от этого всему региону станет намного лучше.
А тем временем политолог и по совместительству эксперт известного Международного центра современных стратегических исследований Турции К. Хас заявляет, что разговор Эрдогана с Путиным по следам теракта достаточно был долгим: 45 минут подразумевают детальное обсуждение многих болезненных вопросов 2-сторонних отношений. А это означает, что налаживается новый диалог. И договоренность о проведении личной встречи – достаточно позитивный сигнал, который свидетельствует об обоюдном желании восстановить связи.
Но есть и совсем иной фактор – из-за произошедшего теракта реализация больших надежд Анкары на то, что в скором времени восстановится турпоток в страну, может оказаться отложенной (важно напомнить, что В. Путин поручил своему правительству вступить в переговоры и по этому поводу, однако сами сроки по реализации новых договоренностей не были названы). К тому же для возвращения 2-сторонних отношений до показателя 7-месячной давности государствам придется отыскать много компромиссов, в первую очередь в региональных вопросах.
Научный сотрудник Института востоковедения РАН В. Сотников считает, что Турция, очевидно, начинает сейчас возвращение к старой, себя хорошо зарекомендовавшей политике, а именно - «никаких проблем с соседями». Но на этот счет обольщаться – в частности, касательно улучшения международных российско-турецких связей, – не нужно. Это не быстрый процесс, потому что было много чего сделано и сказано с обеих сторон – и на уровне громких политических заявлений, и санкций. Но у обеих стран, говорит эксперт, есть общая цель — активная борьба с терроризмом. А потому Турция, будучи настоящей жертвой разгула терроризма, не имеет другого пути, кроме возобновления сотрудничества с Россией, с другими государствами, в борьбе против современного терроризма. Другими словами, даже не сам по себе произошедший теракт, но огромная террористическая угроза для всей страны Анкару подталкивает к тесному взаимодействию с Москвой.
«Что касается того, а связана ли атака на аэропорт с недавним заявлением турецкого руководства касательно отношений с РФ и Израилем, то мнения экспертов разнятся», — отмечают специалисты издания «Биржевой лидер».
Так, завсектором Турции из Центра изучения Ближнего и Среднего Востока нынешнего Института востоковедения РАН Н. Ульченко говорит, что и да, и нет. По ее мнению, нельзя сказать, что это прямая связь, но она существует опосредованно. Речь идет, вероятнее всего, о попытке помешать дальнейшим перспективам восстановления турпотока, помешать Анкаре решить свои экономические проблемы, которые возникли не только из-за резкого ухудшения отношений с РФ, но и по причине смены вектора в решении пресловутого курдского вопроса. Связь имеется, уверена эксперт, но целью ставится подрыв стабильности современного турецкого государства, которой Анкара попыталась достигнуть, вернув в страну туристов — не случайно потепление в сложных отношениях с Москвой началось непосредственно перед пиком сезона.
Научный сотрудник известного Центра африканских и азиатских исследований ВШЭ А. Образцов уверен, что у событий, подобных произошедшему теракту, редко бывает только одна причина. Может быть лишь один повод. Конечно, считает он, есть определенная связь между терактом и изменением официальной позиции Турции в отношениях с Израилем (после 6 лет раздора) и Россией, после 7 месяцев обмена разными резкими заявлениями. Но это не причина, а один из поводов.
В. Сотников не уверен, что эти события напрямую связаны, ведь теракты — это в основном продолжение масштабной террористической войны, которую ведут отдельно взятые курдские боевики на турецкой территории в ответ на бомбардировки их позиций, что осуществляются турецкими силами. И, конечно, идет речь о боевиках т. н. Исламского государства.
Автор: Виталина Тарасова