Первые часы после попытки ночного переворота в Турции показали, что вместо ожидаемого серьезного воздействия военного переворота на внутриполитическую ситуацию в стране оказалось, что восстание предприняла лишь «небольшая группа» военных, и пресечь все это удалось к раннему утру. Несколько «смертников» решили вернуть Турцию в «эпоху военных», но последнее слово осталось за единственным правителем. О том, насколько в нынешней Турции еще сильно влияние армии, пишет арабское издание Al-Akhbar. С этим материалом знакомит «Биржевой лидер».
За участие в военном перевороте против существующего «конституционного строя» в 2014 году пожизненный срок получили лидер переворота 1980 года генерал Кенан Эврен, а также экс-командующий ВВС Тахсин Шахинкая. Президент Эрдоган добился наказания для всех «кемалистов», суды над ними шли до тех пор, как утверждает пострадавшая сторона, пока Эрдоган не зачистил армию от своих противников, их места заняли лояльные президенту люди. Казалось, что президент желает присвоить себе имидж сокрушителя кемалистских идей в армии. Этот вопрос оставался на повестке и в то время, как страна ожидала вмешательства армии в глубокий конфликт меж исламистами и секуляристами, нужна была армия, когда стало известно о тайных переговорах между турецким руководством и лидерами Рабочей партии Курдистана, а также армия была нужна Анкаре для проведения внешней политики. Однако армия была скована легитимной властью. В это время курды атаковали, как им захочется, зашли в Ирак, получали поддержку от сирийской разведки.
Субботним утром власть всячески демонстрировала, что все вернулось в нормальное русло. Произошедшие события сыграли в пользу «Партии справедливости и развития» и укрепили власть Эрдогана. Однако, как показали ночные события, большая часть военных структур к правящей группе относится враждебно. И эти силы способны на то, чтобы осуществлять попытки переворота, тем самым на определенное время парализуя политическую систему, несмотря на существующее разделение армии и органов безопасности.
Кемалисты постоянно подпитывали свою ненависть доктриной Мустафы Кемаля Ататюрка, подразумевающей ценность светскости жизни, и ключевой ролью военных в политике. Со временем оказалось, что их постоянные намерения выступить против правящего режима привели к ликвидации всех участников. Хорошо памятен апрельский удар 2007 года, когда армейское руководство разместило в Интернете предупреждение Абдуллаху Гюлю (жена которого носит хиджаб) о его участии в выборах. Это перевернуло электоральную ситуацию, серьезно повлияв на партию Гюля. «Партия справедливости и развития» одержала победу с большим перевесом, это означает, что вмешательство военных позволило партии извлечь максимум выгоды.
События последней субботы напомнили о прошлых военных переворотах в 1960-м, 1971-м, 1980-м, 1997-м годах, некоторые получились достаточно спокойными, другие сопровождались насилием, как в 1960 году, когда был казнен премьер-министр А. Мендерес. Но страна меняла направление развития. В ночь на субботу мятежники пытались захватить аэропорт, мосты, представительство телевизионного канала, парламент. Однако, как выяснилось, переворот организовала «ограниченная группа» военных, тем не менее способная на время парализовать действия руководства, захватив в заложники главу Генштаба. Ситуация на какой-то момент была настолько неясна, что Соединенные Штаты избегали четких формулировок по происходящему, сложно было определить победителя. Обстановку усугубляло заявление Эрдогана, что мятежников поддерживает Фетхуллах Гюлен, бывший религиозный и политический союзник президента. Гюлен в данное время проживает в Вашингтоне, и Эрдоган заинтересован в уничтожении его влияния на военных, полицию, судебную систему.
Возникший в стране хаос после того, как Эрдоган призвал людей выйти на улицы, остановится только тогда, когда одна из сторон конфликта полностью возьмет власть в свои руки. Эрдоган ненадолго пропал из столицы, но вскоре появился на экранах телевизора, чтобы сказать народу, что после его возвращения все участники переворота заплатят, он, как всегда, излучал уверенность. Важно отметить, что ни одна политическая сила, даже из лагеря радикальной оппозиции, не поддержала переворот, что стало верным признаком неудачи мятежа. Позже наступила определенность, когда Барак Обама из Белого дома заявил о поддержке «избранного правительства». Что касается турецкой армии, то стало очевидно, после проведенной за несколько лет работы Эрдоган получил в вооруженных силах, органах разведки, полиции, спецназе, ВВС лояльные части, на которые он и оперся.
Турция, с практической точки зрения, оставляя прочные позиции по ряду вопросов, вступила на новый путь, что собой знаменует новый поворот в регионе. Однако попытка переворота показала, что положение внутри страны значительно более хрупкое. Армия не перестала заявлять о себе, пускай результат попытки мятежа оказался неудачным. Можно не сомневаться, что уже в ближайшее время Эрдоган устранит противников в армии, на какой-то период сведет политическую роль армии к нулю. Либо то, что произошло, станет частью новой комплексного плана по погружению страны в атмосферу страха.
Военные сыграли на укрепление позиций Эрдогана
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.