30 декабря в Сирии объявили режим прекращения огня. И хоть тишину нарушили практически сразу же, намеченные на 23 января переговоры в Астане все-таки состоятся, сообщает Deutsche Welle. Главный вопрос – установление мира в Сирии. Сюрпризом стало участие в переговорах Турции, которая вместе и Ираном и Россией собирается выступить гарантом мирного процесса.
Сближение Анкары с Москвой по сирийскому вопросу началось еще в прошлом году. Эксперты напоминают о встрече министров иностранных дел в российской столице 20 декабря прошлого года, результатом которой и стало решение о прекращении огня. Правда, власти Турции больше всего обеспокоены тем, как выполняется это решение. Но похоже, пути назад уже нет. Войну, начавшуюся еще в 2011 году, нужно как-то заканчивать. По словам экспертов, если сейчас возникнут разногласия между Ираном, Турцией и Россией, мирный процесс снова сорвется.
Еще одна новость – Сирию будет представлять режим Башара Асада. Изменения отношения к сирийскому вопросу со стороны Турции, собственно, в этом и состоит. Ранее Анкара называла правительственные войска среди главных виновников разжигания войны.
Как сообщают СМИ, союз между тройкой государств нельзя считать стратегическим. Скорее, он вынужденный, ведь в последние годы по многим позициям Турция не могла договориться с Россией, Иран – с Турцией. Удастся ли достигнуть согласия сейчас – непонятно. Пожалуй, единственным стимулом для турков будет желание прекратить вооруженное противостояние в соседней стране, которое очень вредит Анкаре. С одной стороны, на территорию Турции непрерывным потоком следуют беженцы. С другой стороны, если кто действительно выигрывает от войны, так это – курды, мечтающие о создании собственного государства и очень нелюбимые в самой Турции.
По словам экспертов, разногласия во время переговоров могут возникнуть и в определении роли сирийской оппозиции, выступающей против режима Асада. Ранее Турция, начавшая в Сирии военную операцию «Щит Ефрата», возлагала основные надежды именно на эти силы. И теперь она не может просто так от этого отказаться. Поэтому оппозиции надо что-то предложить. Например, стать полноправным участником мирных переговоров. Но согласятся ли с этим Москва и Тегеран?
Во всем этом деле, говорят эксперты, многое будет зависеть от того, как уже в ближайшее время проявит себя администрация новоизбранного президента Дональда Трампа. Если США не прозевают момент, позиции Анкары станут сильнее. Пока же ведущую роль во время встречи в Астане аналитики отводят Москве. Не случайно и сами переговоры назначены в столице Казахстана, являющегося одним из немногих союзников Российской Федерации. В такой ситуации Анкаре приходится проявлять большую гибкость, иногда даже отказываясь настаивать на принципиальных для нее моментах.